Наверное, кому-то из моих читателей эта страница битвы за Москву известна хорошо, но, полагаю, что он окажется в меньшинстве. О чём ведь в первую очередь пишут — бои на Можайской линии обороны в октябре, затем прорыв немцев от Волоколамска к Истре, Солнечногорская операция, на другом фланге — наступление танков Гудериана на Орёл, Мценск и Тулу. А про остальные участки фронта много можно найти?
Если посмотреть любую карту немецкого наступления, то легко увидеть, что ближайшие направления на Москву, кроме Волоколамского, были также от Малоярославца через Наро-Фоминск и от Можайска через Кубинку или Звенигород. И стрелочки, показывающие немецкое наступление вроде нарисованы на этих участках фронта. Но как-то общей картины нигде не представлено. Есть упоминания, про бои в районе Кубинки. Есть немало описаний обороны Звенигорода, но скорее художественного плана. В целом создаётся впечатление, что немцы и там наступали значительными силами, в том числе и танками.
Давайте попробуем кратко рассмотреть, что происходило после того, как наши войска оставили Можайск.
Когда 19-го октября 1941 года 5-я армия отходили на восток от Можайска, в её составе были 32-я стрелковая дивизия, батальон курсантов Военно-политического училища имени В. И. Ленина, 18-я, 20-я и 22-я танковые и 151-я мотострелковая бригады, 36-й мотоциклетный полк, остатки 230-го запасного полка и других частей, и подразделений, сражавшихся до этого на Можайском участке. Все войска понесли значительные потери в предыдущих боях.
Из района Вереи к Дорохову была переброшена 50-я стрелковая дивизия. На рубеж реки Рузы прибыли части 133-й стрелковой дивизии (три батальона, два артдивизиона), которые действовали в качестве отдельного отряда. Основная часть дивизии сменила маршрут и направлена в район Калинина, где потом и воевала. К Кубинке подтягивается 4-я гвардейская танковая бригада.
Оставив Можайск, штаб 5-й армии ожидаемо получил приказ командования фронтом город вернуть. 21-го силами 50-й стрелковой дивизии и 20-й танковой бригады наши войска начали наступление, но к городу немцы успели подтянуть пехоту — 7-ю пехотную дивизию из-под Вереи, и сами перешли в наступление. В результате наши войска 22-го отступили к Дорохову.
23-го октября 5-й армии передаётся 25-я танковая бригада и ещё одна интересная часть — 252-й заградительный погранполк. Дело в том, что появляется приказ Ставки, согласно которому формируются заградительные отряды, дабы не допустить самовольного отступления войск. С правом стрелять на поражение.
Это не помешало немцам наступать и 25-го занять Рузу. Наши же войска готовили наступление в районе Дорохова, с целью дальнейшего выхода к Можайску и Вереи.
С 26-го октября армия ведёт наступление всеми силами: 133-й, 50-й и 32-й стрелковыми дивизиями, 22-й и 25-й танковыми бригадами. Главной ударной силой выступает переброшенная с Дальнего Востока 82-я мотострелковая дивизия. В последующие дни к наступлению подключаются 151-я мотострелковая и 18-я танковые бригады.
2-го ноября немцы переходят в наступление на Дороховском направлении, силами 78-й пехотной дивизии, усиленной артиллерией и штурмовыми орудиями. На следующий день наша 82-я дивизия рассеяна (потом собрали до пяти батальонов), 50-я отступила.
Ещё 29-го октября армии передаётся 144-я стрелковая дивизия, в которую 1-го ноября влились остатки 133-й дивизии, частично 32-й и ещё 500 человек пополнения.
С 5-го ноября армия снова ведёт наступление на правом фланге силами 144-й и 50-й стрелковых дивизий, усиленных соответственно 18-й и 22-й танковыми бригадами. Наступали до 7-го, но без особых успехов.
19-го ноября немцы переходят в наступление силами 9-го (252-я и 87-я пехотные дивизии, 202-й дивизион штурмовых орудий) армейского корпуса, и войска правого фланга 5-й армии начинают отходить. 21-го ноября на правый фланг армии перебрасывается 108-я стрелковая дивизия и 145-я танковая бригада.
22-го в состав 144-й дивизии вливается 129-я, находившаяся в Звенигороде — (2682 человека без артиллерии). Но наши войска продолжают отходить. На левом фланге активным действий нет.
С 26-го ноября боевые действия на всём фронте 5-й армии затихают.
1-го декабря немцы начинают наступление на правом фланге армии силами 9-го (252-я, 87-я и 78-я пехотные дивизии, 202-й дивизион штурмовых орудий) армейского корпуса. На следующий день правый фланг нашей 5-й армии усиливают 37-й и 43-й стрелковыми бригадами. В течении трёх дней наступления немцам удаётся захватить ряд населённых пунктов к северу и северо-востоку от Звенигорода. Бои ведут 108-я стрелковая дивизия, усиленная 37-й стрелковой бригадой и 144-я дивизия, усиленная 43-й стрелковой и 20-й танковой бригадами.
4-го декабря немцы начинают наступление на левом фланге, на участке 32-й стрелковой дивизии пытаются продвинуться на Кубинку. Но это уже финал… на следующий день войска 5-й армии переходят в наступление, пока без особого успеха, но немцы всё-таки начинают отходить.
Как мы можем видеть из этого предельно краткого обзора, боевые действия на этом направлении не очень вписываются в привычную картину, когда немцы упорно наступают, а наши их сдерживают обороной стальной.
Наоборот, советские войска переходят в наступление не реже, чем немцы. Стальной лавины танков тоже нет, наступление ведут только пехотные дивизии. После того, как взяли Можайск, 10-я танковая дивизия, переброшена севернее, а дивизия СС «Райх» ушла во второй эшелон, для отдыха. Правда, упоминаемые в советских сводках атаки немецких танков (в очень небольших количествах), отнюдь не привиделись. В составе 4-й армии Вермахта в ходе операции «Тайфун» было изначально шесть дивизионов штурмовых орудий, один в октябре убыл. Так что поддержать пехоту было чем.
Наши войска тоже имели не так уж мало танковых бригад. Пусть и слабого состава, но пополнение получали.
Вот, пожалуй, и всё. Думаю, общее представление сложилось.
Рекомендую также мою статью про другой участок этой огромной битвы:
Неизвестные битвы: между Орлом и Мценском