Приветствую читателей на канале «Вдохновение и Творчество». 🙌 😊
Начну с того, что я посмотрела художественный многосерийный фильм «Великолепный век». Меня восхитили и вдохновили восточные традиции, колоритный антураж произведений искусства прекрасного народа. Конечно, Ханский дворец в Бахчисарае — это не Стамбул, но осмелюсь сказать, что определённая схожесть есть в интерьере внутреннего убранства комнат, одежде, посуде и так далее. Поэтому я решила посетить Ханский дворец и познакомиться с архитектурой, наследием востока и достопримечательностью Крыма. Насладиться историей, впечатлиться атмосферным бытом и посмотреть своими глазами как выглядит искусство востока.
Бахчисарай с крымскотатарского переводится как «сад-дворец». Он полностью соответствует названию: удивительно красивые виды, архитектурное разнообразие и богатое историческое прошлое.
Ханский дворец
Внешний вид дворца — воплощение райского сада, созданного на земле. Именно так он и задумывался в династии ханов.
Резиденция располагается на левом берегу Чурук-Су — небольшой степной речки, относящейся к бассейну залива Сиваш. Раньше площадь дворцового комплекса составляла менее двадцати гектаров, на сегодняшний день площадь сокращена до более четырех. В его состав входят: ворота северные и южные, главный корпус, ханские гаремы, конюшня и кухня, другие постройки и объекты.
Главная архитектурная идея Ханского дворца — представления мусульман о райском саде, но не на небесах, а на земле.
Бахчисарайский Дворец не единственная ханская резиденция.
В Крыму существовало пять малых ханских дворцов — старый дворец Девлет Сарай, дворцы Улаклы Сарай, Алма Сарай, Качи Сарай, Сюйрень Сарай. Это были загородные виллы ханского рода, а главным местом пребывания крымских государей оставался Бахчисарай.
За два с половиной столетия Хансарай служил резиденцией главы Крымского государства, его внешний облик претерпел существенные изменения. При каждом новом правителе во Дворце появлялись новые сооружения. Крымские ханы ставили памятники на века в виде дворцовых построек.
Памятником Сахибу I Гераю служит Бахчисарай. При Девлете I Герае во Дворце возникло ханское дюрбе, при Исляме III Герае — дюрбе и зал собраний, при Бахадыре I Герае — помещение для официальных приёмов. Каплан I Герай увековечил память о себе в сооружении Золотого фонтана. Селямет II Герай возвёл беседку, названную его именем. Арслан Герай построил рядом с Ханской мечетью медресе. Крым Герай возвёл прекрасное дюрбе Диляры-бикеч, «Фонтан слёз» и богато украсил внутренние покои Дворца. Ханский Дворец — истинная летопись рода Гераев, которые внесли вклад в его великолепие.
С течением времени менялись архитектурные и орнаментальные стили: лаконичные узоры стенных росписей XVII в., изображавшие гроздья винограда и плиты мрамора, сменялись изысканными растительными композициями в стиле «крымского рококо».
Последний крымский хан Шахин Герай хотел перенести крымскую столицу из Бахчисарая в Кефе — Феодосия. Он начал постройку новой резиденции, но потеряв власть не успел реализовать задуманное.
Дворцовая площадь
В одной из декоративных стенных надписей в ханских покоях дворец сравнивается с «ниткой морского жемчуга». Изящная метафора имеет веские основания. Устройство дворцового архитектурного ансамбля напоминает ожерелье: разнообразные постройки, внутренние дворы и сады «нанизаны» на нить, которая уложена вокруг Дворцовой площади. На площадь выходят окна и порталы зданий, калитки обнесённых стенами двориков. Пространство объединяет основные компоненты дворца и позволяет говорить о Дворцовой площади как о композиционном центре ханской резиденции.
Часть Дворцовой площади представляет тенистый парк. В ханские времена площадь имела вид открытого плаца и служила местом проведения торжественных церемоний.
В южной части двора были устроены специальные террасы, на которых располагались обширные декоративные сады. С открытой площади открывался вид на террасные сады, которые превращали горный склон в ландшафтную декорацию из богатой растительности.
Внутри комплекса располагаются несчётное количество внутренних двориков, украшенных цветами, фонтанами и плодовыми деревьями. Все конструкции расписаны росписями, окна зданий — ажурными решётками.
В Фонтанном дворике Ханского дворца, на северной и южной стенах отреставрировали росписи XVI века в виде тёмно-красного «рустика», а Золотой фонтан отмыли от масляной краски и обновили отделку сусальным золотом, сделав его вид первоначальным. В 1970-80-х гг. было отреставрировано помещение бывшей Ханской канцелярии, Посольский зал, зал Дивана, Свитский корпус, здание Гарема и бани Сары Гузель.
Согласно описанию в старом Бахчисарае существовало свыше сотни больших и малых фонтанов. Все питались водой, которая направлена по гончарным трубам от родников на окрестных холмах.
В каждом квартале имелся собственный уличный фонтан. Он устанавливался неподалёку от мечети.
В 1748 году хан построил большой фонтан в Бахчисарае. Под землёй к фонтану шли длинные мощёные галереи для стока воды. Подземных водосборных галерей в Бахчисарае много. Они послужили основой для городских легенд о тайных подземных ходах, которые будто бы вели из Ханского дворца в любую часть города.
Город-сад сумел сохранить многовековой дух старины с обилием живописных мест, археологических, архитектурных и исторических памятников культуры.
Памятником дворца является Портал Железных дверей или Демир Капы в переводе с крымскотатарского — «Железная дверь». Портал расположен в Посольском дворике и являлся парадным входом в официальные покои Ханского дворца.
Каменный резной с полукруглым фронтоном типичный для итальянского Ренессанса, обрамляет дубовую дверь, покрытую полосами кованого железа. Пышность порталу придают резные детали в виде листьев, цветов и нитей жемчуга.
Портал Демир Капы выстроен венецианским архитектором Алоизио Ламберти да Монтаньяна. Алоизио побывал в Крыму в 1503-1504 гг. по пути в Московию, куда он был приглашён Великим князем Московским Иоанном III для строительства храма в Кремле. В Крым итальянский мастер попал случайно.
Алоизио и несколько других мастеров оказались заложниками политических событий того времени. На пути из Венеции в Москву они были арестованы молдавским князем Стефаном Великим из-за дипломатического конфликта Московии с Молдавией.
По просьбе Иоанна III, его союзник крымский хан Менгли І Герай сумел договориться со Стефаном Великим об освобождении арестованных мастеров, и помог им добраться до границы Московии. Алоизио Ламберти да Монтаньяна провёл год в Крыму, выстроив для Менгли І Герая великолепный портал, а потом отправился в Московию.
В центре верхней надписи помещена ханская тамга, которая является символом династии Гераев.
Есть предположение о том, что Портал когда-то украшал дворец Девлет Сарай в Салачике.
Зал Дивана относится к постройкам дворцового комплекса — к первой половине XVI в. В этом Зале собирался высший государственный Совет Крымского ханства, называемый Диван с персидского — «собрание».
Интерьеры Зала Дивана претерпели изменения. Это касается периода реставрационных работ первой половины XIX века. Но с ханских времён сохранились и подлинные архитектурные детали: уникальные цветные оконные витражи верхнего ряда восточной стены, центр потолка в виде коричневого золотистого паркета, фрагмент орнамента под «мрамор», «гроздья» на западной стене. Падуги плафона потолка были расписаны в 1820-х гг. в стиле «ампир».
В состав Дивана, собиравшегося в Зале входили высшие религиозные чины, представители знатных родов — мурзы, судьи, военачальники. В центре, на кресле, обитом оранжевым сукном, восседал хан. Справа от правителя находился калга-султан — первый престолонаследник, слева — нуреддин-султан — третье лицо в государстве.
В Зале Собрания решались политические, экономические, судебные и военные вопросы Крымского ханства.
Летняя беседка построена на рубеже XVII-XVIII вв. Первоначально беседка была одноэтажной, имела тонкие колонны и стрельчатые арки. Она перестроена мастером Омером после пожара 1736 г. Колонны массивные и усиленные. Над беседкой построили второй этаж — Фруктовый или Золотой кабинет. Беседка была открытой с трёх сторон, росписи мастера Омера сохранились на потолке и стенах. В центре установлен мраморный фонтан с бассейном.
Во время ремонта под руководством архитектора Колодина беседка перестроена. Её закрыли деревянными панелями и остеклили. Мастер Михаил Кладо расписал стены, унтер-офицер Василий Дорофеев выполнил деревянный резной потолок с плафоном. Реставрационными работами 60-х гг. XX в. обнаружены изящные рисунки на падугах и пейзажи над входом, возможно принадлежащие мастеру Омеру.
В ханские времена Летняя беседка служила местом отдыха для хана и его окружения.
Фонтанный дворик
Фонтанный дворик окончательно оформился в XVIII веке. В интерьере дворика появилось обилие колонн и арок. Ремонтно-реставрационные работы в 60-х гг. XX века обнаружили на стенах Фонтанного дворика орнамент XVI века «руст».
В 1733 г. в правление Каплан Герая хана во дворике возводится Золотой фонтан, называемый «Магзуб» с крымскотатарского — «золотой», «позолоченный». Название фонтан получил от орнамента и рельефной позолоченной надписи. Позолота фонтана со временем утраченная частично восстановлена в процессе реставрационных работ 1963 г. Надпись, украшающая верхнюю часть фонтана, провозглашает имя правителя и время сооружения фонтана:
«Каплан Герай хан, сын Хаджи Селим Герай хана, да помилует Бог его и родителей, 1146 (1733 г.)». Нижняя надпись фонтана цитирует аят — стих из Корана: «И напоит их — райских юношей Господь напитком чистым».
Согласно правилам ислама, прежде чем совершать молитву, каждый верующий должен совершить ритуальное омовение чистой проточной водой. Молитва без омовения считается недействительной. Судя по расположению фонтана, рядом с Малой дворцовой мечетью, он предназначался для ритуального омовения перед молитвой.
В Крыму в Бахчисарае самым известным памятником Ханского Дворца является — Фонтан слёз, сооруженный в 1764 г. О фонтане рассказывается много преданий и легенд, в основе которых лежит сюжет о несчастной любви Кырым-Гирей-хана. В связи с этим упоминаются разные женские имена возлюбленной хана: Диляра-бикеч, Мария Потоцкая...
Легенда гласит, что хан полюбил прекрасную княжну, но его счастье было недолгим из-за её скоропостижной гибели. Хан был потрясен её смертью. Он приказал похоронить любимую наложницу в роскошной гробнице, призвал персидского скульптора Омера и велел создать фонтан, способный полностью выразить глубокие горестные чувства по усопшей. Легенда гласит, что мастер заявил:
«Заставить камень плакать будет уж точно не сложнее, чем пробудить любовь в каменном сердце».
Фонтан слёз — это небольшое пристенное сооружение с резным фронтоном и чашами, расположенными друг под другом. Капающая из чаши в чашу вода символизирует безутешное горе правителя. Вода вытекает из мраморного стилизованного изображённого цветка — это человеческий глаз, разделённый на пять лепестков — морщинки у глаз. Вода по капле сочиться из грота верхней части, потом постепенно переливается в нижние чаши и исчезает в небольшой выемке напоминая о вечности мироздания.
Фонтан украшен строфами из стихотворений, вытесанными из белого мрамора. Вырезан фрагмент стихотворения Шейхи (ода Кырым-Гирею) и цитата из Корана, где речь идёт о райских источниках. Загадочное журчание воды наводит на размышления о вечных материях.
Верхняя надпись фонтана — стихотворение поэта Шейхия, прославляющее хана Крыма Герая:
«Если кто хочет — поверить и увидеть, пусть придёт: мы сами видели Дамаск, Багдад. О, Шейхи! Кто будет утолять жажду, пускай сам фонтан языком своим скажет хронограмму: приди! Пей воду чистейшую, она приносит исцеление».
Нижняя надпись цитирует аят — стих из Корана:
«Там — в райском саду праведные будут пить из источника Сельсебиль».
Фонтан украшают растительные рисунки. Между надписями изображён сосуд, наполненный инжиром. Внизу у основания имеется рисунок спирали — бесконечности. В большинстве случаев этот символ трактуется намёк на вечность или повторяемость, постоянный жизненный круговорот.
В верхней чаше лежат две свежие розы — тёмная и светлая. Это символизирует дань великому поэту.
«Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы...»
А. С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан».
Произведение поэта принесло всемирную известность Ханскому дворцу.
Гаремный корпус
По мусульманскому обычаю все жилые дома делятся на две половины — мужскую и женскую. Женская половина — гарем, что в переводе с арабского означает «запретное», «заповедное». Ханский дворец не является исключением из этого правила.
Изначально Гаремный комплекс состоял из четырёх зданий. Три из них были разрушены в 1820-х гг. В сохранившемся здании, состоящем из 3 комнат условно названных «Буфетная», «Жилая» и «Гостиная», беседки и просторной террасы, размещается экспозиция исторического отдела. В помещениях Гаремного корпуса воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского жилища XVIII-XIX вв., по которым можно составить представление и о внутреннем облике помещений ханского Гарема.
В Гареме проживали: матери, незамужние сёстры и дочери ханов, ханские жёны, а также женская прислуга. Несмотря на то, что по Исламу разрешается иметь одновременно четыре жены, не все крымские правители пользовались этим правом. Дети ханов получали образование в семье, но наряду с этим существовал и другой обычай воспитания — аталычество, то есть юный наследник отправлялся в Черкессию, где под руководством местных князей — аталыков получал прекрасную физическую и боевую подготовку. Связи между воспитанниками и аталыками были крепки и сохранялись навсегда.
О жизни ханского Гарема известно мало. Это объясняется тем, что сюда не было доступа ни путешественникам, ни дипломатам, которые могли бы оставить какие-либо описания.
Несмотря на небольшое количество сведений об обитательницах Гарема, известно, что представительницы рода Гераев участвовали в политической жизни Крымского ханства. Это подтверждается существованием особого титула в Диване — анабеи. Его могли получить матери либо старшие сёстры правящих ханов. Анабеи играли важную роль в придворной жизни.
Вот такая интересная история о гареме.
Украшением Персидского дворика Ханского дворца является Соколиная башня, на фото слева, которая построена в XVII веке. В XIX веке башня стала 2-х этажной. Верхняя часть была ограждена деревянными решётками и служила смотровой площадкой. Возможно название башни связано с тем, что там могли находиться ханские ловчие птицы. Особой популярностью в то время пользовалась соколиная охота.
В числе драгоценных подарков крымским ханам из Польши и Московии часто фигурируют редкие породы соколов — особенно ценились полярные белые кречеты. Приручаемых соколов держали в просторных помещениях, иногда пол заливали водою, чтобы приручить птицу садиться на руку хозяина. Соколиная башня могла подходить для этих целей внутри сооружения пусто. Винтовая деревянная лестница ведёт на верхнюю площадку с которой открывается великолепный вид на город и Дворец.
В Персидском дворике среди садов были выстроены беседки, фонтаны и бани Гарема. Эта уединённая, окружённая высокой стеной часть дворца могла служить местом для отдыха крымских правителей.
На фотографиях видны каменные природные сфинксы, которые окружали и охраняли дворец.
Природа — лучший художник,
Нет у неё конкурентов,
Она создает шедевры
Без кистей и мольбертов…
Строки поэтессы Розы Гречановой.
На территории дворца есть Художественный музей коллекция которого формировалась в 1940 –1950-е годы из собраний Бахчисарайского Ханского дворца, центральных музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Симферополя, Севастополя, Алупки, а также частных коллекций.
Особую ценность в собрании представляют произведения знаменитых отечественных и иностранных мастеров XVIII – XIX веков: Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого, С. С. Щукина, В. Ф. Тимма, Х. Штильке и других.
Музей располагает крупными коллекциями художников, жизнь и творчество которых тесно связаны с Бахчисараем: Б. В. Смирнов, П. А. Шиллинговский, К. Ф. Богаевский, А. П. Могилевский, Я. А. Басов, Н. И. Семыкин.
Ведущее место в экспозиции заняли предметы изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства из собрания музея-заповедника, среди авторов гравюр и рисунков — К. Боссоли, А. Раффе, А. Чернышев, А. де Палдо, В. Пассек, В. Матэ, Н. Жаба, Н. Уткин, Т. Райт. Представлен художник чьё творчество — гордость всех бахчисарайцев — это В. Яновский — «солнечный» художник Крыма.
4-й зал музея представляет выставку, приуроченную пребыванию в Бахчисарае великого русского поэта Александра Пушкина.
Молодой поэт посетил Бахчисарай в 1820 году во время вояжа по Крыму. Первое большое путешествие в жизни Пушкина состоялось по причине ссылки в Екатеринослав, ставшей результатом монаршего гнева.
Крым повлиял на творчество поэта благотворно. По словам Пушкина, он провёл «счастливейшие минуты своей жизни». Именно в «ссыльный» период определилось романтическое настроение и устремление поэта. Были созданы шедевры: «Погасло дневное светило…», «Узник», «Наполеон», «Песнь о Вещем Олеге», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». О Крыме Пушкин сказал: «Там колыбель моего Онегина…»
На территории дворца есть выставка «Хайтарма», которая рассказывает о сельском хозяйстве, праздниках и музыкальном наследии крымских татар, создаёт целостную картину взаимосвязи и затрагивая различные аспекты деятельности и культуры народа.
Сельским хозяйством крымские татары занимались издревле. В степных районах скот составлял главное имущество крымчан. Разводили волов, верблюдов, овец и лошадей.
С сельским хозяйством у крымских татар было связано два праздника: Хыдырлес — день окончания посевных работ и Дервиза — день окончания сбора урожая. В праздничные дни крымские татары организовывали мероприятия: борьба куреш, скачки, ярмарка, проводились конкурсы певцов, поэтов и танцоров.
Празднества сопровождались музыкой — играл оркестр состоящий из зурн и даула. Одним из наиболее распространённых музыкальных инструментов у тюркских народов является саз, на нём играли ашыки — исполнители лирических, исторических сказаний и песен о любви. Они исполняли импровизированные четверостишия под аккомпанемент саза. В старину ансамбли зурначей представляли военный оркестр. Среди крымских татар популярен состав инструментального ансамбля давулджылар — две зурны и барабан. Ансамблем исполнялись танцевальные и торжественные мелодии долу. «Ансамбль нежных инструментов» состоял из саза, сантыра, даре и думбелека. Игра на них передаёт неповторимый колорит и красоту народных мелодий.
Декоративное ткачество и вышивка — древнейшие занятия крымских татар. Ткацкий станок «токъума тезья» был в каждом доме. Девушек с малых лет обучали работе на станке. В Крыму ткачеством занимались ремесленники, объединённые в цеха «казазы» и «безазы» — вышивальщики и ткачи, изготавливавшие более плотные суконные ткани «сокма» из овечьей шерсти. Со времен Крымского ханства цеха работали на весь правящий двор и на внутренний рынок. Патроном и основателем цеха считался пирр Абдулла Тайяр.
Золотое шитьё — особенность крымскотатарского костюма повседневного и праздничного. Искусна и декоративна двусторонняя вышивка по тонким тканям: украшает марама и шербенты — головные накидки, полотенца, учкуры — мужские пояса, платки обрядового значения едек и емен-явлук. Применялись различные нити: шёлковые, хлопчатобумажные, льняные, тонкие шерстяные, а также позолоченные и посеребрённые, канитель.
Посещая Ханский дворец понимаешь как раньше жили правители. Наполняешься историей и бытом востока. Интересная и познавательная экскурсия даёт возможность насладиться особенной красотой и прикоснуться к достопримечательности прошлого века.
Как вам фотографии? Видели Ханский дворец? Какие впечатления? Поделитесь в комментариях.
Автору канала приятна обратная связь и лайк. 💖
Подписывайтесь на канал. 😉✍
Возможно вам будут интересны другие мои статьи и видео: 👇