Массандровский дворец императора Александра III расположен в Верхней Массандре на Южном берегу Крыма и один из лучших памятников древней архитектуры. Дворец-музей — это филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Он открыт для посещения. На первом и втором этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера второй половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки.
Архитектура дворца.
Западный фасад.
Строительство дворца началось в 1881 году по заказу князя Семёна Михайловича Воронцова. Проект по замыслу французского архитектора Этьена Бушара.
Заказывая проект дома французскому архитектору, князь Воронцов рассчитывал, что здание будет соответствовать лучшим европейским образцам. Воронцовы хотели чтобы дворец, в отличие от алупкинского, был относительно небольшим, служил местом отдыха одной семье в самое жаркое время года. В нем не предусматривалось устройство больших парадных комнат, всё должно было способствовать созданию атмосферы уюта и комфорта. Этим требованиям вполне отвечал проект, выполненный Бушаром в романтическом духе.
В основе его лежал тип замка эпохи Возрождения во Франции, где искусство Возрождения развивалось на основе очень прочных и богатых местных готических традиций. В знаменитых французских королевских замках XVI века — Блуа, Шамбор, Шантильи, Шенонсо и других расположенных в долине реки Луары и до сих пор представляющих национальную гордость Франции — ярко выраженные элементы Возрождения органично сочетались со средневековым стилем. Различные по форме и высоте башни, крутые островерхие крыши, затейливые мансарды придавали этим дворцам живописность.
В этих архитектурных памятниках поражает выразительность композиционных ритмов, строгость и ясность конструктивного решения, выверенность пропорций и богатство декора.
Взяв за основу особенности этих прославленных замков, варьируя некоторые характерные их элементы, Бушар очень тактично использовал в Массандровском дворце приёмы французской архитектуры XVI века. Несмотря на то, что во внешнем его облике много элементов Ренессанса (почти плоское решение фасадов, чёткое поэтажное членение, строгий ритм крупных оконных проёмов), здание в целом больше походило на средневековое сооружение. Это объяснялось тем, что в композиционном решении архитектурных объёмов основной акцент архитектор сделал на двух круглых башнях, которые, как в средневековье, подчеркивали и выделяли вход. Именно они и создавали главный художественный образ здания.
В отличие от белокаменных французских строений, Массандровский дворец возводили из местного природного камня тёплых желтовато-коричневых оттенков. Размерами здание значительно уступало французским замкам. Как указывают архивные источники, строительство дворца обошлось С.М. Воронцову в 120 тысяч рублей. Перед дворцом были разбиты обширные цветники, в которых преобладали розы. Уже в 1880 году, когда только закладывался дворец, садовник Юрьевич размножил свыше четырех тысяч самых лучших роз для будущей посадки вокруг этого нового дома. В 1882 году в связи с кончиной князя Воронцова строительство дворца остановилось.
Через несколько лет здание приобрело удельное ведомство для царя Александра III. В собственность царя перешло «здание в два этажа… сложенное из местной известковой породы камня», с цинковой крышей и подвалами, но абсолютно не оборудованное внутри. Он поручает достроить дворец одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Руководил строительством дворца архитектор О.Е. Вегенер. С 1892 по 1902 год сооружение дворцового ансамбля продолжилось. Дворец строили 20 лет.
Различные по высоте фигурные кровли, дымовые и вентиляционные трубы сложного профиля, резные из камня фронтоны, наличники, картуши, вазы составляют сложное убранство фасада и создают его неповторимый облик.
Восточный фасад.
Максимилиан Егорович сохранил размеры и стиль строения, но используя новые декоративные материалы и приёмы, до неузнаваемости преобразил его, превратив аскетичный рыцарский замок в сказочный дворец. Он перестроил дворец, переосмыслив замысел Э. Бушара, сохранив средневековые детали старой постройки, ввёл в декор здания много барочных элементов, придал черты архитектуры раннего барокко - стиля Людовика XIII. Чтобы не нарушать проект своего предшественника, старое маломерное здание он увеличил следующим образом. Полезную дворцовую площадь зодчий добавил за счёт дополнительных террас, галерей, балконов, лестниц и некоторых пристроек.
Чтобы задать внешнему облику дворца праздничный тон, его наружные стены украсили орнаментами, гирляндами и капителями, вытесанными из камня. Над двумя имеющимися этажами надстроили ещё один. Сделали фасад более пышным. Добавили декоративных элементов. Применяя своё мастерство по декоративной отделке зданий, мастер сделал дворец просто сказочным, украсив его орнаментами, скульптурами и прочими архитектурными элементами. Несмотря на незначительные перестройки, внешний облик дворца сильно изменился. Это было вызвано прежде всего смещением композиционных акцентов в планировке архитектурных объёмов. В раннем дворце в восточном фасаде главную роль играли две средневековые башни, выступающие на гладкой стене. Теперь Месмахер, пристраивая на первом этаже вестибюль и прихожую на втором, создаёт центральный ризалит, превышающий объёмы соседних башен. Он завершает его могучим фронтоном с резными барочными украшениями и флагштоком.
Однако смерть монарха снова приостановила работы. По желанию его сына, Николая II, строительство дворца было завершено и в память об отце дворец сохранил его имя. Значительным переменам подвергся южный фасад Массандровского дворца – одноярусную башню заменила трехъярусная, венцом которой стала золоченая фигурка двуглавого орла, (отливал В.К. Рейтардт по модели скульптора В.М. Жилкина).
От прежнего впечатления суровости бушаровской постройки не осталось и следа. В соответствии с духом того времени архитектор приказал стесать серый камень старого здания и облицевать его светло-жёлтой метлахской плиткой. На её фоне контрастно выделялись массивные блоки руста и красивые резные картуши из крымского известняка. В торцовых — южном и северном фасадах, сделал небольшие пристройки, в которых он разместил просторные и светлые ванные комнаты царских особ. Ванную Императора архитектор оформляет великолепными голландскими керамическими плитками, а в ванной императрицы, отделанной красным деревом, двери и створки шкафов и туалетных столов украшает изящными росписями, выполненными акварелью по дереву (в технике довольно сложной и редко встречающейся в оформлении интерьеров).
Прочность и долговечность сооружению должны были обеспечить тщательно продуманная система дренажа, железные балки, введённые в межэтажные перекрытия и цельнолитые бетонные своды. Дворец оборудовали паровым отоплением, электрическим освещением, в стены искусно вмонтировали мощную и до сих пор хорошо действующую систему вентиляции.
Все инженерные работы осуществлялись по проекту и под непосредственным наблюдением профессора С.Д. Лукашевича, в течение многих лет сотрудничавшего с Месмахером в сооружении петербургских зданий и дворцов.
Дворец в Массандре стал «лебединой песней» архитектора, последней его постройкой в России. Сюда были вложены весь его опыт, огромные знания в области истории искусства, его умение достигать синтеза как в самой архитектуре, так и в каждой мелочи убранства.
Дворец лёгкий изящный и сказочный. Он очаровывает своей красотой и утончённостью стиля.
Марсанда раньше была греческой деревушкой, жители которой в 1778 году были переселены в Мариупольский уезд. Турецкое название Массандры известно из письменных источников хана Крым-Гирея за 1782 год как Марсанда и Мгараш. С приходом в Крым русских земли продавались и осваивались как имения богатой элиты.
К сожалению, красивый дворец так и не стал постоянной летней резиденцией монаршей семьи, которая предпочла ему Ливадийский дворец. Массандровский дворец использовался в основном как охотничий домик. Царская чета Романовых приезжала сюда только на дневной отдых во время прогулок в лес, в горы, на пикники, на охоту. Они никогда не оставались ночевать во дворце.
В 1948 году дворец переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу туда дважды приезжал на отдых И.В. Сталин, Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев.
В традициях французской архитектуры кровля была выложена графитным чешуйчатым шифером-аспидом. Достроили дворец уже после 1921 года, устроив в нём санаторий для больных туберкулёзом.
На фотографии два дракона и сатир. Сатиры — демоны плодородия и каждый изображён играющим на своём инструменте. Задача драконов — отгонять злых духов.
— Практически все работы по оформлению интерьеров выполняли не профессионалы, а талантливые студенты Месмахера.
Украшения гармонично дополнили облик Массандровского дворца. Здание получилось декоративным и живописным. Сочетание средневековых деталей с модными на тот момент барочными и ренессансными элементами дало новый интересный результат: Массандровский дворец в Крыму соответствовал французскому стилю раннего барокко. Сохранившиеся скульптуры в сочетании с романтическими формами самого здания вызывают ассоциации с французскими сказками, античными легендами и мифами, помогают лучше воспринять этот своеобразный архитектурный памятник прошлого.
Территория парка заняла 1,5 десятины, и вся она была украшена разнообразными скульптурами. Ниша на 2-м этаже, подпорные стены, балкон и местность, окружающая дворец, были заставлены статуями. 29 скульптур изображающих философов и божеств, изготовленных из гипса и искусственного камня. Это копии античной коллекции Императорского Берлинского музея изящных искусств. К настоящему времени уцелели лишь 6 скульптур — два сатира, два дракона (иногда их называют химерами) и два сфинкса. На территории парка было установлено 6 декоративных ваз. Интересна расстановка этих скульптур: все женские статуи располагались на юго-западной части партера, прилегающей к южной — женской — части дворца (где размещались комнаты императрицы). Мужские статуи — на северной и восточной части партера (у комнат императора).
1 июня 2017 года на территории Массандровского дворца был торжественно открыт бронзовый бюст императору Александру III (скульптор А. А. Аполлонов).
Придворцовый парк.
После окончания строительства на территории имения заложили парк. Обустройством садового комплекса занимался знаменитый немецкий садовник Карл Кебах на месте грабового леса он заложил парк в английском стиле.
Раньше в арках размещались копии античных скульптур.
У меня вызывает восхищение потрясающие виды и ароматы роскошного места.
Массандровское имение было очень богато водными источниками, что дало возможность создать вокруг дворца целую композицию фонтанов. В подпорной стене, покрытой майоликовыми плитами и красной поливной черепицей было вмонтировано шесть фонтанов с маскаронами сатиров и наяд. Маски утрачены и заменены масками львов.
Месмахер проектировал и оформление придворцовой части парка, создавая единый дворцово-парковый ансамбль. Уже при Николае II он вносит дополнения в проекты и выстраивает против восточного фасада дворца довольно высокую подпорную стену, чтобы предохранить дворец от ливневых вод и возможных оползней. Сделав стену полукруглой, он тем самым композиционно связал её с парадной лестницей дворца, образовав красивый court d'honneur (курдонер - внутренний дворик).
На парапетах стены были установлены крупные декоративные вазы, высокие колонны с ажурными металлическими украшениями, большие арки, оформленные сочными барочными рельефами.
В нижнем парке Карлом Кебахом была заложена аллея на которой росли 900 сортов роз. Летом можно наслаждаться их красотой и благоуханием. Прогуливаясь по парковой зоне, можно встретить фиолетовые поля лаванды и полюбоваться многими другими растениями.
Смотровая площадка. Композиция дворца и парка создаёт уникальный неповторимый ансамбль. На придворцовой территории сохранились некоторые скульптурные композиции, изображающие героев греческих мифов.
В центральной части партера, напротив дворца — большой фигурный бассейн с фонтанами. Массандровское имение было очень богато водными источниками, что дало возможность создать вокруг дворца целую композицию фонтанов. Вода из одного источника подводилась к фонтану, сооруженному из диабаза еще в 1839 году при Воронцовых в верхней части лесопарка. Разветвляясь на целый ряд фонтанов, устроенных в подпорной стене восточного курдонера и украшенных декоративными масками, вода подходила к фонтанам западного фасада у подножия скульптурных сфинксов и спускалась в бассейн с фонтаном в центре. Бассейн играл и утилитарную роль: в нём собиралась вся отработанная вода из дворца, которая потом шла на полив лугов и садов в нижней части парка.
С площадки у дворца открывается прекрасный вид на беспредельные просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри.
Массандровский парк — один из лучших ландшафтных парков Южного берега Крыма. Здесь произрастают 250 видов и садовых форм дендрофлоры, среди которых наряду с красивейшими представителями крымской флоры — дубом пушистым (есть особи 1000-летнего возраста), земляничником мелкоплодным, фисташкой туполистной, можжевельником высоким, сосной крымской, иглицей понтийской растут весьма редкие экзоты: кипарис вечнозелёный, секвойядендрон гигантский, кедры атласский и гималайский, магнолия крупноцветковая, криптомерия, бамбук, сосна замечательная, сосна Бунге, пихта прелестная, дуб пробковый и другие растения.
Максимилиан Месмахер также спроектировал придворную часть парка. Перед западным фасадом был разбит французский регулярный парк с террасами, цветочными партерами и фигурным бассейном. За террасами располагались фруктовые сады, высаженные ещё при Воронцовых.
Верхней Массандре была предназначена роль своеобразного ландшафтного заповедника. Роскошные сенокосные луга с обширными террасами взбирались к самому подножию гор, лиственные леса чередовались с сосновыми, можжевеловыми и тисовыми. На их фоне живописно выделялись серые глыбы скал с таинственными каменными гротами. Парк формировался постепенно путем замены местных дубово-грабовых насаждений привозными экзотическими деревьями и кустарниками, среди которых самшит, тис ягодный, пиния, катальпа.
Вот мы с вами и обошли всю территорию дворца. Наше путешествие продолжается, и мы посмотрим сам дворец изнутри.
Интерьер дворцовых палат.
В оформлении внутреннего убранства дворца сказались вкусы Александра III.
Император лучше чувствовал себя не в больших парадных апартаментах, а в маленьких уютных комнатах. Поэтому все они были небольшие с невысокими потолками. Каждая из комнат неповторима и оригинальна.
Гармоничная атмосфера уюта и тепла царит везде.
Архитектор Месмахер придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо и классицизма.
Просторный вестибюль с толстыми стенами, арками, узкими окнами.
Прихожая второго этажа во дворец с Восточного фасада.
Парадный вход второго этажа. Для зонтов, головных уборов и обуви, одежды.
Внутреннее убранство дворца в целом восстановлено по документам и изображениям предшествующей эпохи, но сохранились и подлинные детали: предметы мебели, дверные ручки, потолочная лепнина, декоративная плитка на стенах и полу. Обои, тщательно подобранные по стилю, были заменены в 80-е годы ХХ века. Интерьеры залов эклектичны и это ценно.
Прихожая. Зеркало.
Первый этаж: столовая и комнаты отдыха
На первом этаже располагались парадные залы. Бильярдная комната, украшенная картинами известных художников с дубовыми панелями в стиле английского ренессанса.
Мы попадаем в вестибюль, который похож на залы средневековых рыцарских замков с низкими сводами и маленькими окнами-бойницами с цветными стёклами. Выбор архитектора в пользу романского стиля не случаен: так удалось обыграть недостаток пространства и малую высоту потолков. Чтобы помещение не казалось слишком мрачным, стены облицевали изразцами, расписанными в голубых тонах, на пол выложили ценную метлахскую плитку. Продуманное сочетание цветов облицовки создает в холле ощущение свежести и прохлады.
Обратите внимание в проёме сделан символ из дерева. Для того чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха, архитектор в первом интерьере - вестибюле вместо традиционных деревянных панелей облицовывает нижнюю часть стен керамическими плитками, расписанными в холодных голубых тонах.
Помимо стилизованного орнамента, в росписи этих оригинальных панелей включены целые букеты разнообразных цветов. Это прекрасная работа Э. Я. Кремера.
Музей знакомит с искусством дворцового интерьера второй половины XIX века. Согласно моде того времени, в оформлении интерьеров дворца использованы элементы самых различных стилей. Холлы и коридоры украсили красочные изразцы, все двери представляют собой настоящие панно, набранные методом интарсии или в технике выжигания по дереву. Расписные и лепные потолки, резные панели, мрамор каминов в сочетании с красной и жёлтой медью, витражи, живопись по стеклу.
Императору любящему всё русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами. Месмахер постарался в декоре комнат использовать разные материалы и разные художественные техники, чтобы удовлетворить эстетический вкус императора.
Был обновлён машинный корпус и проведено электрическое освещение в комнаты дворца, поэтому требовалось специальное помещение под паровой котёл и динамо-машины. Руководители Управления уделов учли эту рекомендацию Месмахера и разрешили ему обустроить машинный корпус в соответствии со всеми нуждами Массандровского дворца.
Во дворце было проведено водяное отопление камины сооружены почти в каждой комнате. Украшениями всех миниатюрных комнат с низкими потолками служили камины, изготовленные из мраморовидного известняка. Для отопления и вентиляции всех внутренних комнат проведена в старых стенах полная сеть труб и каналов. Во время работы оказалось необходимо нужным для предохранения фундамента и стен дворца от всякой сырости обвести строение с двух сторон рационально устроенною дренажною канавою, а фундаменты обкладывать изолирующими бетонными стенами.
Для бильярдной был выбран стиль английского Возрождения: инкрустированные резные панели, выполненные лучшими русскими мастерами конца XIX века, сложная геометрия потолочной лепнины, чеканный медный камин с деревянной облицовкой. На стенах подлинные картины, современники дворца: пейзажи и исторические полотна работы Вильгельма Котарбинского, Владимира Орловского, Василия Верещагина.
Во внутреннем убранстве здания преобладает дерево разных пород: дуб, орех, клён, красное дерево. Потолки украшены лепниной и росписями. Полы внутренних помещений, террас и балконов отделаны различными по конфигурации и цвету метлахскими изразцами.
В оформлении использованы разные породы дерева, сложная рельефная резьба и лепка. Холлы и коридоры облицованы красочными изразцами, некоторые двери представляют собой настоящие панно, выполненные в технике выжигания по дереву. Отдельные створки имеют роспись акварелью, закреплённую особым способом.
Даже утратив в процессе неумелой эксплуатации часть своей отделки (в частности, изумительную роспись стен и плафонов), дворец все равно продолжает производить неизгладимое впечатление и восторг.
На стене картина Вильгельма Александровича Котарбинского «Песни невольниц». В картине отсутствует психологическая трактовка сюжета, что было свойственно передвижникам. Главное внимание художник уделяет не состоянию девушек, томящихся в неволе, а передаче красоты интерьера богатого дома римлянина. Исходя из академической «трехцветки», художник с блеском вводит в картину множество оттенков красного, синего, жёлтого, что составляет живописное богатство полотна. Великолепно передана фактура разных материалов, тонко проработаны все детали.
Нижний вестибюль при входе украшен синей и голубой изразцовой плиткой. Месмахер одним из первых в свою эпоху стал использовать изразцовые печи как элемент декора. Декоративная обшивка камина художественно «увязана» с панелями, дверьми. Архитектор использует разные техники обработки дерева: резьбу, интарсию, выжигание с подкраской.
Массандровский роскошный дворец подарил мне ощущения родного дома. Как будто - это мой замок и я здесь живу. Незабываемое чувство осталось со мной навсегда. Я помню каждую деталь, каждую мелочь. Это чарующая магия для меня.
Из бильярдной мы переходим в столовую.
Уютная парадная столовая с камином, изящным столовым сервизом и встроенным в стену буфетом, где трапезничала семья императора сделана из морёного дуба и пахнет настоящим деревом. Потрясающе красивое место, очень уютно и комфортно.
Присмотревшись можно обнаружить множество деталей более поздних эпох: барочные настенные панели, камин и мебель в стиле Ренессанса, классические фарфоровые сервизы, изготовленные в конце XIX века на русских мануфактурах.
Всю мебель украшали изящные росписи сложной техники.
Столовая. Здесь ярко проявился талант Месмахера как декоратора в отделке столовой. Именно здесь он в значительной степени использовал стиль Людовика XIII. Всеми средствами архитектор стремился придать оформлению романтическую окраску: он спускает деревянные балки, имитирующие конструкции межэтажного перекрытия, поднимает выше роста человека дубовые панели, покрывает их сложной резьбой барочных форм. Свободные от декоративного оформления стены и потолки были расписаны учёным рисовальщиком М. Д. Салтыковым многоцветной росписью, общий колорит которой гармонирует с цветом морёного дуба.
В небольшой части столовой, являющейся проходной между сервизной и бильярдной, устроен большой камин. Его венчает впечатляющий фронтон с глубокой, динамичной резьбой по дубу. Формы этой резьбы перекликаются с деталями резных буфетов.
Вся остальная плоскость камина отделена майоликовыми изразцами, узор которых повторяет в ином варианте орнамент росписи стен.
Второй этаж: комната отдыха и кабинеты Романовых
Через южную башню дворца по изящной винтовой лестнице можно подняться в личные покои императорской четы.
Приёмная императора. За этой красивой дверью спрятан замаскированный лифт для прислуги.
На втором этаже находились комнаты для отдыха и царские опочивальни. Комнаты на третьем этаже планировались как спальни для императорских детей, но так и простояли пустыми долгие годы после строительства дворца.
По коридору мы прошли в приёмную Александра III, в которой хранятся подарки, полученные императорской семьёй на серебряную свадьбу. В приёмной императора посетитель ожидал, когда его пригласят в кабинет.
Кабинет царя
В просторном кабинете монарха, выдержанном в стиле ампир, можно увидеть портреты Александра III и его супруги. Кабинет со строгой деревянной аркой знаменит мебелью, выполненной по эскизу Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора.
Камин и зеркало.
Для отделки Комнаты отдыха архитектор выбирает элементы рококо: изящными, мягкими линиями очерчено обрамление ниши алькова, в нежных пастельных тонах выдержаны роспись потолка и шитьё ламбрекена. Комната обставлена мебелью работы знаменитого мастера Гамбса.
Приёмная императрицы.
Приёмная императрицы Марии Федоровны — самое изысканное помещение во дворце, украшенное сложной резьбой и гипсовой лепниной. Мягкие овальные формы дверных рельефов, овальное окно, вмонтированное в сложный резной десюдепорт (наддверное украшение) создают приятную атмосферу покоя. В объёмную резьбу декора включены гирлянды фруктов, фигурки путти, имитация ленты, завершающейся стилизованной буквой «М» — это указывает на принадлежность комнаты. Эта стена своим великолепным оформлением предвосхищает стиль «модерн», который в то время начал распространяться в России и Европе.
Классицистический кабинет императрицы украшает спокойный коричневый и бежевый гарнитур, созданный столетием раньше. Дополняет декор комнаты немецкий фарфор. Картины на стенах написанные 200 лет назад копии с портретов семьи Павла I, хранящихся в центральных музеях страны. Верхний вестибюль ещё одно эклектичное помещение Массандровского дворца.
На протяжении всего XIX века, начиная с 30-х годов, повсеместно — в России, в западных и европейских странах — развивается так называемый стиль историзма, характерный обращением к стилям более ранних эпох и использованием элементов различных стилей в одном здании, как в его планировочном решении, так и в отделке фасадов и интерьеров. Главной особенностью романтических построек было не столько выявление отчетливой характеристики используемого стиля, сколько стремление достичь гармонии с природой.
Массандровский дворец поразил меня своей элегантностью. Атмосферой умиротворения и покоя. Роскошным запахом дерева и чарующим ароматом цветов и хвои. Незабываемым видом и ярким впечатлением, которое осталась со мной навсегда. Кто любит дворцы и их историю, то рекомендую его посетить. Получите восторг и настоящее наслаждение.
Сказочный дворец с интересной историей!
Массандровский дворец сменил несколько владельцев, чьи взгляды на облик строения нашли отражение в интересном смешении архитектурных стилей.
Напишите в комментариях было ли полезно и познавательно прочитать данную статью? Как вам путешествие по Массандровскому дворцу императора Александра III?
Пишите свой ответ в комментариях, буду рада любому мнению.
Искренне надеюсь на обратную связь! Для меня это ценно.
п. Партенит. Парк "Парадиз". Санаторий "Айвазовское". Крым.
Продолжается запись на Марафон "Мои таланты". Узнать о программе Марафона и забронировать место можно здесь: