Доброго времени суток читатели канала «Вдохновение и Творчество». 🙌😊
Название посёлка Ливадия произошло от древнегреческого слова «Ливади» в переводе «луг», «лужайка».
В конце XVIII века Крым присоединился к Российской империи и посёлку вернули историческое название Ливадия.
Ливадийское имение долгое время являлось летней резиденцией трёх семей российских царей: Александра II, Александра III и Николая II.
В 1861 году южнобережное имение, расположенное в местечке Ливадия, было приобретено Удельным ведомством у наследниц графа Л. С. Потоцкого для семьи императора Александра II, который передал его в дар «Государыне императрице Марии Александровне». Дом Потоцкого не подходил для нужд императорской семьи и было принято решение обустроить его по-новому.
Составление плана застройки поручено известному петербургскому архитектору И. А. Монигетти, состоявшему на службе в Министерстве Императорского Двора и знакомому со вкусами Их Императорских Величеств. Ему предстояло перестроить бывший дом Потоцкого во дворец, построить церковь, дома для великих князей, свиты и садовника, новую кухню и различные хозяйственные сооружения.
Монигетти перестроил и возвёл заново около 70-ти различных построек, создав уникальный ансамбль, выдержанный в традициях южной архитектуры и восхищавший современников прекрасными дворцами со множеством небольших деревянных домиков.
В центральной части имения располагались Большой царский дворец и Малый дворец для наследника. Имение утопало в зелени парка, обустроенного садовым мастером К. Геккелем. Живописные беседки, фонтаны, вазы и скульптуры, расположенные среди экзотических деревьев и цветов, придавали парку неповторимое очарование. В праздничные дни по вечерам в Ливадийском парке устраивалась необыкновенная праздничная иллюминация. Посещать эти праздники могли все желающие жители и гости города. Постройка Ливадийского имения в дальнейшем послужила образцом для градостроительства в Ялте.
После трагической гибели Александра II Ливадийский дворец перешёл к императору Александру III, который любил отдыхать в Малом дворце. После его смерти имение перешло к Николаю II.
К началу XX в. Большой дворец не соответствовал запросам царской семьи. После проведённого обследования выяснилось, что вследствие сырости в деревянных конструкциях дворца появился грибок, который разрушал здание и пагубно воздействовал на здоровье. Было принято решение о сносе старого дворца и возведении на его месте нового.
Заказ архитектору Н. Краснову поступил от императора Николая II. Краснову предстояло создать обновлённую летнюю резиденцию для царской семьи.
Дворец строился по авторскому проекту архитектора Н. Краснова и под его руководством 17 месяцев из белого инкерманского камня в стиле Итальянского Возрождения. Одновременно возводились свитский дом, новая кухня, технические и хозяйственные постройки, прокладывались дороги, расширялась площадь виноградников и садов.
Ливадийский дворец в Крыму — последнее сооружение Российской Империи, созданное для семейства Романовых, — настоящее сокровище и жемчужина Южного берега. В этом месте черпали вдохновение поэты, композиторы и художники. В разное время гостями дворца были видные мировые политики и деятели искусств, дворец принимал в своих стенах конференции и встречи международного уровня. Это место стало свидетелем многих поворотных моментов в истории.
В период историзма в России широко применялся русский стиль в декоративно-прикладной деятельности и архитектурном искусстве, который мягко переходил в модерн. Распространение двух ведущих художественных направлений даёт изысканное сочетание стилей. Одно перетекает в другое и на выходе смотрится потрясающе красиво. В архитектуру и интерьер дома входят произведения из дерева, металла, стекла, керамики, предметы интерьера: графика (рисунки, эскизы), образцы тканей, костюмы, посуда и многое другое. Декор и облицовка представляют эволюцию развития русского стиля, творческий мотив, замысел и осмысление искусства художниками и архитекторами.
Особенность Ливадийского дворца заключается в том, что Краснов смог гениально соединить общую планировку дворца и художественную отделку интерьеров, которые характеризуют черты двух художественных направлений.
Новая архитектура черпала из первоисточника элементы декора, однако планировка залов, конструкции и композиционное решение объёмов здания были характерны для ХIХ–ХХ веков. «Архитектурный выбор» стиля прекрасно сочетается и перекликается с другими стилями.
К концу XIX века последовательное использование всех технических и функциональных завоеваний предопределили развитие нового стиля — модерна. Многочисленные проявления «архитектуры выбора» продолжало мирно сосуществовать вместе с новым течением. Белый Ливадийский дворец является примером симбиоза. В оформлении парадных интерьеров Н. П. Краснов использовал элементы «Итальянского Возрождения», «классицизма», стиля «Тюдор», а залы второго этажа, предназначавшиеся для отдыха и жизни императорской семьи, зодчий выполнил в стиле модерн.
В эпоху нового осмысления старых форм особое место уделялось украшению фасада. Именно фасад стал носителем стиля. Чёткое горизонтальное и вертикальное членение, орнаментация, мотив аркады, открытых галерей, обрамления окон, парадного входа во дворец — всё это рождает аналогии с палаццо эпохи Возрождения.
Пластика объёмов Ливадийского дворца отвечает духу «нового времени» рубежа XIX–ХХ веков. Центр пластической композиции здания — большой внутренний двор. Архитектор наращивает к нему разновеликие объёмы: на восточном фасаде слева помещена наружная галерея с лестницей, справа — башня, в центре — ризалит, где находятся Ожидательная и Гостиная Великих Княжон.
С северной стороны мастер сформировал «каскад» объёмов — от трёхэтажной башни слева до одноэтажной столовой справа. Здесь же с северной стороны устроен парадный вход во дворец.
Южный фасад — с выступающими эркерами: рабочими кабинетами Императора, Цесаревича и кабинетом Императрицы. С западной стороны пристроена церковь. Такой пример композиционного решения обусловлен повышением требований к удобству расположения помещений.
За строительство Императорской резиденции в октябре 1911 года архитектор Н. П. Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора, удостоился ордена св. Владимира 4 степени, а в 1913-м году Петербургская Академия присудила ему звание академика.
Императорская чета любила Ливадийский дворец в отличие от Массандровского дворца. Об этом здесь: 👇
Талантливый садовник и мастер Э. Ренгер благоустраивал парк, в котором высаживались хвойные и лиственные деревья, огромное количество цветов, сменявших друг друга в зависимости от времени года, создавались живописные уголки, украшенные водоёмами и архитектурой малых форм.
Члены царской семьи много времени проводили, гуляя по тенистым аллеям парка, любуясь красотой природы и вдыхая целебный морской воздух. По живописным дорожкам спускались к морю: весной наслаждались созерцанием прибоя, а осенью принимали морские и солнечные ванны.
Предполагаю, что это фонтан и звонница рядом с Ливадийской домовой церковью.
Крестовоздвиженская домовая церковь. Внутри очень красиво и уютно, атмосфера спокойствия и красоты.
Принятие присяги на верность Российскому престолу Николая II происходило в Ливадийской Крестовоздвиженской церкви. После кончины Александра III под сводами храма приняла православную веру невеста Николая II – принцесса Алиса Гессен-Дармштадская, наречённая при таинстве миропомазания православным именем Александра Фёдоровна.
Главный вход в вестибюль украшают массивные дубовые двухстворчатые двери с металлическими накладками.
Вестибюль оформлен в традициях Итальянского Возрождения. В отделке использована искусная лепка, выполненная из гипса мастерами московской фирмы скульптурно-лепных и бетонных работ «Братья Аксерио и Ко».
Большой камин с шатровым навершием, высокие спаренные колонны, пилястры придают залу торжественное величие.
На первом этаже размещена интересная экспозиция «Ялтинская конференция руководителей правительств трёх союзных держав антигитлеровской коалиции». Знаменитая встреча «Большой тройки».
Парадная столовая оформлена в стиле Итальянского Возрождения. Это самый большой парадный зал дворца. Главный художественный акцент пространства сделан на лепной декорировке потолка. В её орнаменте переплетаются растительные и геометрические мотивы.
С двух сторон плоскости стен прорезают большие арочные окна и двери, пропускающие много дневного света. Дополняют интерьер детали из каррарского мрамора: четыре цельные колонны и камин, декорированный искусной резьбой. В нише зала установлена статуя Пенелопы, работы немецкого скульптора Ф. Бруггера.
В Белом зале за круглым столом проходили пленарные заседания Крымской конференции руководителей трёх держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании.
С 1999 года в Белом Зале проходят международные встречи глав государств.
Ялтинская конференция руководителей правительств трёх союзных держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании проходила с 4 по 11 февраля 1945 года.
С этим событием мирового значения связан Ливадийский дворец, ставший местом проведения официальных заседаний. В период работы конференции, Ливадийский дворец являлся резиденцией президента США Ф. Д. Рузвельта американской и других членов делегации, для которых были подготовлены 43 комнаты.
Ожидательная. Атмосфера залов Итальянского Возрождения воссоздана с помощью изящной деревянной отделки. Потолок с крупными розетками в центре каждого квадрата, высокие панели, декорированные резными консолями, выполнены из орехового дерева мастерами Петербургской мебельной фирмы Ф. Мельцера. Многоярусная люстра изготовлена из цветного венецианского стекла. Дополняет интерьер камин из тёмно-зелёного мрамора, декорированный металлической решеткой.
Во время работы Крымской конференции в этом зале был размещён приёмный кабинет американского президента. 8 февраля 1945 года главы делегаций США и СССР обсудили вопрос о вступлении СССР в войну с Японией. В зале частично воссоздана обстановка периода работы Крымской конференции.
Приёмный кабинет. Отделка этого зала соответствует стилю Жакоб, который был распространен в Европе в первой половине XIX века. Стены оформлены панелями из красного дерева с металлическими накладками. В центре — большое зеркало над беломраморным камином, украшенным искусной резьбой и античными скульптурами — гермами. По обе стороны зеркала около камина стоят шкафы на которых находятся фарфоровые вазы, изготовленные в конце ХІХ века в Мейсене Германия.
В период работы Крымской конференции в этом зале размещалась спальня президента США Ф. Д. Рузвельта. Экспозиция повествует о политической карьере Ф. Д. Рузвельта и пребывании членов делегации США в Ливадии. В зале можно ознакомиться с документальной кинохроникой посвященной Крымской конференции 1945 года.
Бильярдная оформлена в стиле Тюдор, характерном для Англии XVI столетия.
Обшивку стен каштановым деревом выполняла ялтинская столярная мастерская А. Шиллинга, потолок выполнен в технике росписи масляными красками по прессованному картону. Большой камин из светло-розового мрамора размещен в характерной тюдоровской арке.
В период работы Крымской конференции эта комната являлась столовой президента США Ф. Рузвельта. 11 февраля 1945 здесь состоялось подписание итоговых документов конференции главами союзных делегаций. В зале частично воссоздана обстановка периода работы Крымской конференции.
Внутренние дворики для прогулок и отдыха были характерны для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
С четырёх сторон дворик окружён галереей с тосканскими колоннами. Вдоль стен расставлены мраморные скамейки с подлокотниками в виде грифонов. В центре установлен мраморный фонтан. Вход в Итальянский дворик со стороны церкви украшают кованые ажурные ворота работы итальянских мастеров XVIII века.
Арабский дворик не предназначался для отдыха и прогулок, а был задуман как световой колодец. Его стены украшены майоликовыми плитами с восточным орнаментом. Дополняет это оформление пристенный фонтан «Мария». Оформление стен дворика изготовлено художественной, керамической фирмой Гельдвейн-Ваулина ст. Кикерино, Санкт-Петербург.
Рабочий кабинет царя, по признанию самого Николая II, был наибольшей удачей архитектора. Здесь превосходно решена трудная для большого помещения проблема пропорций, утратив в значительной степени первоначальный облик, комната сохранила торжественность. Мягкие, округлые линии камина соответствуют вкусам эпохи модерна. Серо-зеленый диорит камина, отделанного бронзой, и панели из морёного клёна соответствуют представлениям той эпохи о цветовой гамме мужского кабинета. Заказ на деревянное оформление комнаты был поручен московской мебельной фабрике К. В. Зибрехта.
Над камином расположен ковёр ручной работы, на котором изображены император Николай II, императрица Александра Фёдоровна и цесаревич Алексей. Это подарок персидского шаха царской семье.
Находясь в летней резиденции, Николай II не оставлял государственных дел: принимал министров с докладами, послов и посланников, должностных лиц Таврической губернии, просматривал деловые бумаги и вёл переписку.
Императору огромное удовольствие доставляли поездки на охоту. Он был страстным охотником, и добытые охотничьи трофеи доставлялись в Ливадийский дворец для украшения стен одного из коридоров.
Государь являлся «первым профессиональным военным империи». Он любил смотры войск, полковые праздники, военные парады, которые часто проходили на плацу перед дворцом. Приезды царской семьи сопровождались праздниками, наполненными весельем, морем огней, музыкой духовых оркестров и праздничными шествиями. В Ливадию приезжали гости и некоторые из них приглашались к игре в лаун-теннис на специально оборудованной в парке теннисной площадке. Партнёрами по игре были офицеры свиты и любимой императорской яхты «Штандарт».
Праздничными днями для города Ялты становились ежегодные благотворительные базары, в которых принимали участие члены императорской семьи. Весной в Ливадийском имении и в Ялте проходил «Праздник Белого цветка». Вырученные от продажи белых бумажных ромашек средства направлялись на нужды больных туберкулезом.
Строгость и аристократическая простота отделки отличают облик библиотеки. Книжные шкафы красного дерева изготовлены московской фабрикой К. В. Зибрехта. Они опоясывают комнату, создавая впечатление сплошной деревянной обшивки стен.
На картинах — виды Ливадии и Южного берега Крыма второй половины XIX века. Работы художников Р. Альта, И. Крачковского, Б. Дмитриева.
Спальня Их Императорских Величеств, фотографии к сожалению не сделали, потому что комната маленькая и было много народу на экскурсии.
Комната обшита белыми лакированными панелями, такой же была и мебель, за исключением металлической кровати, стоявшей в угловой нише, но кровати не было в момент экскурсии.
Сохранился камин, обрамлённый этажерками кленового дерева. Из спальни двери ведут на широкий южный балкон, который часто использовался Романовыми как место семейных обедов и вечерних чаепитий.
Кабинет Императрицы выглядит в красивых тонах. Облицовка керамическими плитками портала камина, которое характерно для стиля модерн, было использовано архитектором для украшения зала. Отделка и мебель кабинета Императрицы из светлого ясеневого дерева выполнялась известной петербургской мебельной фирмой Ф. Мельцера.
Особое место среди графических работ и акварелей занимает портрет Императрицы и её детей, написанный в Ливадии художницей Е. Самокиш-Судковской.
Особым изяществом форм и лёгкостью пропорций отличается гостиная Императрицы. В отделке комнаты использован клён, тёплый оттенок шелковистая структура которого, создают атмосферу уюта и покоя. О характере мебели можно судить по сохранившемуся кленовому трёхстворчатому шкафу с зеркальными стёклами в деревянных переплётах.
В экспозиции представлены живописные полотна с изображениями цветов, выполненные в Крыму художницами: А. Шнейдер и М. Стивенс — «Красные розы», «Цветы глицинии», «Лаванда».
Императрица любила музицировать вместе с детьми и императором. Они часто проводили время в этой комнате. Это была очень творческая семья. Императрица любила рисовать. Сохранились её рисунки и эскизы. Дети тоже любили рисовать.
Интерьеры дворца, оформленные в стиле модерн, имеют художественную ценность. Им присуще единое художественное решение элементов декора в каждом зале и мастерство исполнения. Для отделки Н. П. Краснов широко использовал цветное стекло, кованый металл, дерево, натуральный камень, майолику и изразцы.
Устройство широких арочных проёмов, большие окна, введение цвета в интерьер, витражи придают второму этажу дворца особую целостность и выразительность.
Картины, мебель, фотографии, письма, альбомы, книги и вещи позволяют узнать о приездах в южное имение, традициях жизни на отдыхе, быте, вкусах, отношениях в семье последнего русского самодержца.
Отделка и мебель для семейной столовой выполнялись из тисового дерева ялтинской мастерской А. Шиллинга. В панели комнаты органично вписан камин, украшенный керамической плиткой и деталями тёмного металла.
На обеденном столе представлена царская повседневная посуда, украшенная скромным декором и надписью «Ливадия».
Царская семья любила садиться вместе за стол и принимать трапезу в дружной и уютной атмосфере. Посуда красивая и достаточно простая.
Одним из увлечений Царской семьи была фотография. В зале экспонируются копии любительских фотографий из царских альбомов, рассказывающие об отдыхе семьи Николая II во время пребывания в Ливадии.
Обстановка и отделка классной комнаты выполнялись из дуба мастерами петербургской «Фабрики Венской мебели Якова и Иосифа Кон».
Воспитанию и обучению детей в царской семье уделялось большое внимание. Многочисленные учителя и наставники окружали юных Романовых и преподавали предметы в домашних условиях.
С 1911 года, во время пребывания Императорской семьи в Ливадии, архитектор Н. Краснов преподавал рисование Великим Княжнам. На стенах — акварели Краснова и его учениц. В экспозиции представлены рисунки и письма детей Императора Николая II и Императрицы Александры Фёдоровны.
Ливадийский дворец со всех сторон окружает Ливадийский парк. Он считается одним из лучших и красивых парков в Крыму. В парке прекрасно сочетаются современные направления и элементы садово-паркового искусства.
Прогулка по Ливадийскому парку занимает много времени, потому что он очень большой. Вы можете спокойно прогуляться по территории и рассмотреть красоту и очарование, как это делала царская чета. Территория парка охватывает 40 га вокруг Ливадийского дворца.
По поручению владельца этих земель польского магната Льва Потоцкого началось создание великолепного парка. Удачный парк создан по проекту садовника Делингера, замысел которого прекрасно воплотился в жизнь.
Особенность Ливадийского парка состоит в том, что следуя по любой из дорожек, за каждым поворотом открываются новые пейзажи и виды. При этом дорожки прямо возле дворца представляют собой прямые линии и правильные формы, что придаёт этой части парка очень торжественный вид. А остальные тропы выложены в менее строгом и консервативном стиле.
В парке удачно подобран ансамбль различных растений, которых более 400 видов. Прекрасно гармонируют стройные хвойные породы деревьев с величественными дубами и розовыми кустами. Привлекает особое внимание мамонтовое дерево. Это огромная секвойя, высота которой достигает 35 метров. Такое необычное название она получила потому что гигантские ветви напоминают бивни мамонта. В парке растут редкие экземпляры голубого атласского кедра и клиновидного тиса, неоспоримой гордостью парка является роза Банкса.
Красоту растительного мира в парке дополняют беседки и смотровые площадки, с высоты которых можно насладиться роскошными видами моря, пейзажами и увидеть Ялту. У беседок есть названия: Розовая, Царская, Турецкая и другие. На территории есть красивые фонтаны.
Живописное место в Ливадийском парке — восьмидесятиметровая пергола. Она красиво обвита вьющимися розами, глициниями и виноградом. В конце зелёного туннеля можно увидеть площадку с мраморным фонтаном.
В юго-западной части Ливадийского парка берёт начало Царская тропа, по которой прогуливалась не спеша императорская семья Романовых.
Памятник императору Александру III представляет скульптурную композицию центром которой является бронзовая фигура императора Александра III в парке Ливадийского дворца. Инициатором установки памятника выступил Союз художников России.
На месте памятника располагалось здание Малого дворца, в котором жил император вместе с семьёй во время отдыха. В период его правления проведены крупнейшие преобразования в жизни страны и Россия ни с кем не воевала, поэтому он упоминается в истории как Миротворец.
Четырёхметровый монумент императору изготовлен из бронзы на уральском заводе. Автор работы: народный художник России Андрей Ковальчук.
Александр III изображён сидящим на срубе дерева в военной форме, опираясь на меч. Позади него — горизонтальная стела с двуглавым орлом, на рельефе которой показаны различные достижения эпохи царя.
После прихода к власти большевиков Ливадийский дворец стал Музеем быта императорской семьи, затем санаторием противотуберкулёзного и терапевтического лечения. Во время Великой Отечественной Войны Ливадийский дворец использовали в качестве госпиталя. Он был значительно разрушен. Затем дворец был государственной дачей партийного руководства.
В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея национального значения.
Как вам фотографии? Посещали Ливадийский дворец или планируете там побывать? Понравился интерьер комнат и планировка здания? Гуляли по Царской тропе? Какие видели пейзажи?
Напишите ответ в комментариях и поделитесь впечатлениями.
Автору канала приятна обратная связь и лайк. 💖
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые и познавательные статьи. 😉
Возможно вам будут интересны другие мои статьи: