Успешный магазин – это когда покупатель пришел выбирать носки, а ушел еще и с джинсами; хотел купить молоко, а провел через кассу 2 больших пакета продуктов и гигиенических товаров…
‒ Хотите, чтобы эта история была про ваш бизнес?
Давайте рассмотрим, какие планировки и оборудование торговых помещений способны увеличить продажи – сделать так, чтобы человек совершил как можно больше покупок.
Негласные правила 5 торговых зон
Начнем с «холодной зоны», куда посетители часто не заходят из-за открытого пространства или местонахождения далеко в глубине зала. Там на торговых стеллажах или другом оборудовании лучше располагать продукты высокого спроса.
8 из 10 покупателей ходят по периметру залов. Центральным витринам обычно уделяют внимание только 4 из 10 клиентов. Ваша задача – сломать эту систему грамотным зонированием и выкладкой товаров.
Еще 4 стратегически важных территорий:
Зона адаптации. Находится рядом со входом – своеобразное фойе с корзинами и тележками. Посетитель еще не может выбирать, особенно, если в первый раз в этом магазине, его взгляд в поисках знакомых предметов. Окажите помощь своему клиенту! Здесь должны стоять фруктово-овощные стенды, продукцию с яркими ценниками скидок, которые подкупят внимание и замотивируют идти дальше. Не используйте место у входной группы для основных повседневных товаров, иначе покупатель поспешит взять, что надо, и пойдет к кассе.
Зона основного потока. От ее планирования в магазине и умного размещения оборудования в торговом зале зависит, насколько эффективно будут идти продажи. Например, 6 из 10 клиентов после входа используют «проторенную дорожку», направляясь против часовой стрелки по внешнему периметру. Размещайте товары большого спроса подальше от кассовой группы – так клиент проведет больше времени внутри и обязательно наберет в дом больше покупок, чем планировал. Не забывайте, что главные проходы между оборудованием торговых залов и помещений должны быть шире, так покупателю легко можно определять, куда двигаться.
Зона возвращения. В мерчандайзинге это важная территория в зонировании магазина, способная создавать спрос и увеличивать количество продаж. Суть в том, что здесь – ближе к кассе – можно (нужно!) размещать товары для импульсивных покупок, которые человек хочет брать здесь и сейчас. Например, что-то сезонное, журналы, новинки рынка и т. п.
- Зона покупки. Кассовая зона в организации торгового зала не только необходимость, но и дополнительный стимул для покупателя потратить деньги. Т. е. в этом месте хорошо размещать манящую скидками или «нужностью» продукцию: мелкие аксессуары, периодику, сладости, гигиенические наборы и др. мелкую сопутствующую продукцию, которая стоит недорого, но часто приносит хорошую прибыль.
Эксперт по зонированию делится находкой:
Кассы – бойкое место, которое точно стоит использовать не только по назначению (расчет за покупки), но и для допродаж. В некоторых торговых точках намеренно создают очереди до 5 человек – так клиенты «успеют» импульсно взять что-то с прилавка/витрины.
Какие планировки советую мерчандайзеры
Ваша главная задача при планировании магазина – спровоцировать клиентов пройти по всей торговой площади: от входа и первых стеллажей до центра и ответвленных залов.
Используйте приемы мерчандайзинга для планировки, которые проверены и хорошо работают.
Петля – самая популярная планировка магазина
Внешнюю сторону периметра занимает высокое оборудование, в центре располагается низкое. Обеспечивает хороший обзор сразу от входа, делит товары на группы. Оптимальна для залов от 50 кв. м., обычно применяется для разделения зон в магазинах одежды, косметики, но подходит и для других сфер.
Линейная планировка магазина
Расположите оборудование для торгового зала параллельными рядами с навесной маркировкой рядов и полок. Так вы добьетесь большой проходимости, отличной видимости продукции + рационально используете площадь. Подходит для продуктовых маркетов, книжных отделов, для продажи бытовой техники.
Боксовая планировка магазина
Предполагает зонирование на отделы-группы со своими задачами. Например, в одном помещении работает салон фотографии, кофейня, лавка с цветами, центр дизайна. Выгодно делить арендную плату, доступны любые дизайнерские решения.
Выставочная планировка магазина
Коллаборация «петли» и «лабиринта», когда товары располагают вдоль стен как на выставке, а для покупателей формируется маршрут движения. Тут наглядность на высшем уровне, а потому внимание клиента к продукту и много времени для осмотра гарантированы.
Произвольное планирование площади
Подкупает непринужденной атмосферой, чем-то новым, креативом в выборе разных видов оборудования торгового зала – стеллажей, прилавков, экономпанелей и целых систем для выкладки товара. Можно нанять дизайнера или включить фантазию на полную мощность. Здесь образ компании (бренда) полностью зависит от вас.
Что принципиально при планировании торговых точек
Чем удобнее пространство – тем выше выручка! А что влияет на удобство покупателя?
- Использование подходящего торгового оборудования для зонирования.
- Наглядность продукции в зале, чтобы она могла привлекать к себе издалека.
- Обеспечение безопасного и понятного пространства для передвижения.
Ниже рассмотрим еще 3 важных принципа планирования.
Уделите внимание геометрии
Идеал, если вам досталось круглое или квадратное пространство.
Но эффективным видом площадей магазина по меркам мерчандайзинга считается и Прямоугольник, в котором соотношение сторон 1 к 2 или 2 к 3. Тогда без вопросов можно располагать прилавки, торговые стеллажи и другое оборудование в торговых залах петлей, линейно, произвольно или выставочной планировкой.
Статистика показала:
Залы в форме вытянутого пенала сильно снижают уровень продаж – очень мало клиентов доходят вглубь, чтобы смотреть и выбирать товары.
Овал и круг дают волю воображению и развитию собственного корпоративного интерьера компании:
Можно использовать «спираль», чтобы размещать витрины и полки в точке продаж – человек будет путешествовать по завитому проходу и смотреть, подбирать товары по обе стороны от него, а в конце выйдет к кассовой зоне.
Можно в центре разместить «остров» или круглое выставочное пространство, а лучами от него располагать торговые стенды или вешала с одеждой, к примеру.
Можно сломать круглые формы пространства стеллажами, за которыми будут примерочные, складские помещения и пр.
Сложная нестандартная геометрия всегда подразумевает работу дизайнера и мерчандайзера, чтобы раскрыть весь потенциал помещения и функционально использовать основные и дополнительные метры, ниши, коридоры.
Учитывайте размеры площади
Компактно – не равно завалено продукцией! Не заставляйте посетителей спотыкаться о коробки на полу, лавировать в узких проходах, где даже вдвоем не разойтись. Используйте для организации маленького торгового зала правило «золотого треугольника», когда:
- Входная группа и касса располагаются в углах основания треугольника.
- Витрины, стеллажи, экономпанели, допустим, с высоко развешанной одеждой идут по бокам.
- Самый яркий стенд с востребованной продукцией лучше поставить в вершине треугольника (подальше от входа).
В больших магазинных залах можно применить любой из описанных выше методов планирования пространства: линейный, боксовый, выставочный или компиляцию.
Посчитайте коэффициент установочной площади по формуле: К=Sуст/S
Где весь метраж помещения, использованный под установку оборудования – Sуст, а S – общая площадь.
Получилось меньше 0,25? Вы не пользуетесь всем потенциалом своего пространства – можно поставить больше оборудования для выкладки товаров.
Результат больше 0,35? Вы перегрузили площадь установочным оборудованием, что, скорее всего, негативно сказывается на удобстве для покупателей = продажах.
Подумайте о специфике продукции
У покупателей есть устоявшаяся когнитивная программа поведения. Воспользуйтесь психологией, чтобы быть на их волне и увеличить прибыль.
Расположите товарные группы так, чтобы клиент шел как по карте сокровищ – от 1 пункта к другому. Для продуктовых супермаркетов это может быть логика: завтрак → обед → ужин → праздничный стол. Для бутика одежды: повседневная → белье → для торжеств → обувь.
Товары высокого спроса презентуйте по внешнему периметру подальше от входа. Для продуктов это овощи, хлеб, молочка, мясо. Для одежды – трикотажные или хлопковые майки, свитера, джинсы, юбки. У посетителей будет время и возможности для импульсных покупок.
Продукцию сезонного или целевого спроса лучше поместить в центре зала. К примеру: консервы, сахар, макароны, крупы, крупная бытовая техника по типу холодильников, стиральных машин, деловые костюмы и праздничная одежда.
Эксперт по зонированию делится советом:
На эмоциональных покупках ваша выручка может вырасти на 30-40%. Поставьте больше полок с яркими товарами в самых разных зонах магазина. Для магазинов техники и электроники «импульсными» товарами являются аккумуляторы, чехлы, удлинители, зарядки, батарейки. Для продуктовых – жвачки, напитки, сладости, одноразовые бритвы. Для одежных – носки, бижутерия, чистящие ролики.
Какое оборудование торгового зала умеет работать на рост продаж
Повышенный интерес у потребителя вызывают магазины, где стоит разное оборудование: по высоте, виду и другим характеристикам. Вот пример – салон парикмахерских принадлежностей:
- Дорогостоящие электробритвы, щипцы для волос, наборы парикмахеров размещены под стеклом прилавка.
- Косметика и парфюмерия стоит на полках стеклянных витрин.
- Расчески и заколки презентованы на металлических вертящихся стойках или экономпанелях у стен.
Всему свое место
Торговые системы с полками фруктов и овощей – это классика жанра в продуктовых маркетах. Подиумы с манекенами и вешала встречают нас в зоне адаптации магазина одежды…
А как быть с зоной концентрации покупателей, какое торговое оборудование здесь впишется идеально и будет увеличивать продажи?
Экономпанели для стен, фронтальных и промо зон. Отлично разгружают напольное пространство, оставляя больше места для посетителей торгового зала + демонстрируют товар в перспективе (презентация новых коллекций, подобранных капсул).
Торговые стеллажи. Есть модели закрытого типа для дорогой продукции в виде шкафчика с замком, есть открытые универсальные варианты для любого вида продукции (продукты, одежда, техника).
Торговые модульные системы. Настоящие трансформеры с регулируемой высотой полок, которые можно комбинировать между собой, подстраивать под параметры и дизайн помещения.
Витрины. Речь не о внешних витринах, выходящих «лицом» на улицу, а о тех, что позволяют продать товар «лицом» за стеклом (дорогостоящие) или в открытом доступе.
Прилавки. Часто подразумевают наличие кассового аппарата и полок со стороны продавца, но есть конструкции, где верхняя часть из стекла для демонстрации товаров.
Надеемся, что наши рекомендации по зонированию, планировкам и оборудованию для торговых залов помогут вашему магазину выйти на хорошие продажи. Всегда готовы дать консультацию, если остались вопросы.
Ознакомиться с нашими товарами или заказать звонок специалиста вы можете на нашем сайте: Uralto.ru
Или обратиться в наши магазины по адресам:
ул. Свердловский пр-т, 39
Телефон: (351) 225-00-41
ул. Комсомольский пр-т, 94
Телефон: (351) 723-02-41
г. Миасс, ул. 8 марта, 189
Телефон: (351) 357-04-54