Найти тему
Виктория Шухат

Как не утонуть в делах? Планирование методом набегающей волны

Оглавление

Планирование - очень ресурсозатратная управленческая функция. Ее мало кто любит, а еще меньше управленцев планируют качественно.

Плюс, много внешних факторов могут сломать стройный и логичный план. В итоге люди разочаровываются в планировании и действуют по ситуации.

По верхнему уровню - планирование - это распределение времени, необходимое чтобы прийти из точки "А" в точку "Б". Желательно прийти быстро и с минимальными затратами ресурсов.

Но бывают такие задачи, в которых, что называется "конца и края не видно", т.е. объем проекта с самого начала не понятен, требования размыты, а деталей нет совсем.

И тогда у руководителя, как у самурая: нет цели - есть только путь.

Чтобы этот путь был систематизирован и более-менее понятен, а силы не тратились впустую, используется специальный метод планирования  - метод набегающей волны.

Планирование методом набегающей волны — это тип планирования, который используется, когда объем проекта не может быть подробно определен в начале.

Этот тип планирования предполагает разбиение проекта на более мелкие, более управляемые части и фокусировку внимания на краткосрочных целях.

По мере завершения каждого блока новые цели определяются и добавляются в план. Закончили, зафиксировали, подвели итоги, учли ошибки и только тогда планируем следующий этап.

Это обеспечивает бОльшую гибкость, потому что Вы можете вносить корректировки и меняться вслед за новыми вводными.

Планирование методом набегающей волны помогает обеспечить эффективное распределение ресурсов в ситуации неопределенности, поскольку приоритет будет отдаваться только тем задачам, которые необходимы для текущей фазы проекта.

Вы тратите силы только на то, что требуется в данный момент.

Этот метод можно применять и в тех случаях, когда задача новая и нет опыта, как ее делать. Вы не знаете, как к ней подступиться.

Или если делать задачу приходится в состоянии полной неопределенности.

Представьте, что Вы заблудились в темном лесу и нужно как-то выбираться. Вы идете до первого дерева, отламываете от него сук, и уже с этим суком в руке решаете, что делать дальше. И так - каждый шаг.

Если не знаете с чего начать, то начните с малого, с того, что понятно.

Как планировать? Инструкция по шагам.

1. Определите цели проекта.

2. Сделайте общий план без деталей, по сути - черновик плана: определите контрольные точки, задачи, ресурсы и сроки завершения проекта.

3. Разбейте задачу на части. Разделите на мелкие части, которые можно выполнить в короткие сроки.

Теперь можно планировать первую часть. То, что требуется сделать на начальном этапе, детализируем. Остальное - не в фокусе, не трогаем:

4. Оцените потребности в ресурсах: персонал, финансовые и другие ресурсы, необходимые для выполнения этапа.

5. Пропишите роли и обязанности. Назначьте членам команды конкретные роли и обязанности для выполнения поставленных перед ними задач.

6. Регулярно отслеживайте прогресс: отслеживайте прогресс в соответствии с запланированными сроками, и при необходимости вносите коррективы, чтобы не отставать от графика.

Переходите к следующему этапу и его планируйте подробно (начиная с пункта 4).

7. Периодически проводите переоценку ресурсов: по мере завершения или задержки этапов пересматривайте потребности в ресурсах. Нужно убедиться, что персонал, финансовые ресурсы и т. д. никуда не исчезли. Никто не уволился, бюджета хватает, подрядчики на месте.

Что может пойти не так?

Пользуясь морской аналогией скажу, что набегающая волна может и потопить Ваш план.

1. Сложно понимать, насколько Вы отклонились от курса и как много времени еще потребуется для завершения задачи.

2. Точность этого метода зависит от навыков мореплавателя - от способности руководителя действовать гибко и быстро реагировать на изменения.

3. Чем больше компания (лодка), тем больше сопротивления волн - тем больше факторов вмешается в планирование. Вы можете что-то не учесть и застрять на определенном этапе.