Едва ли не самые важные вещи в жизни - хорошая кровать и удобная обувь. Ведь мы всю жизнь проводим либо в кровати, либо в обуви. (Марсель Ашар)
🔹Длина кровати должна быть на полметра больше роста, а ширина – в два раза больше ширины плеч. Плюс подушка не должна быть слишком высокой или низкой. До 30 лет лучше спать на жестком матрасе, после 30-ти – со средней жесткости. А после 50-ти необходим мягкий матрас. Только при соблюдении всех правил можно надеяться на действительно полезный отдых.
🔹На Руси все было намного проще: к стене приставляли две лавки, на них клали перину, простынь, изголовья, подушки и одеяло. Кровать могли себе позволить только богатые семьи.
В некоторых домах были полати – деревянные полки между печью и стеной, а иногда под потолком. Обычно в этом защищенном от сквозняков месте спали дети. У главы семьи был собственный угол, там мужчины что-то мастерили, а ночью могли тут же лечь спать.
Пуховая перина и высокая подушка были предметами роскоши и считались отличным приданым для невесты. В нарядных постелях на изголовья и подушки надевались бархатные или атласные наволочки, обычно красного цвета, шитые золотом и серебром. По краям их декорировали жемчугом. Одеяла подбивали соболем.
Весной и летом крестьяне работали по пятнадцать часов в сутки. На сон времени оставалось очень мало, поэтому люди компенсировали недосып недолгим послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно: на сундуке, в телеге, под деревом, примостившись на мешке с мукой. Да, постели у крестьян были максимально аскетичными, это могла быть подстилка из соломы, покрытая грубой тканью. Вместо подушки и одеяла использовали армяки, зипуны, шубы.
После обеда отдыхали не только крестьяне, пообедавши, спали цари, бояре, купцы. Более того, человек, не отдыхающий после обеда, вызывал подозрение.
К слову, ночью крестьяне спали в том, в чем ходили днем. Пижам не было, а без одежды спать считалось неприемлемым. Люди верили, что нагой человек уязвим перед нечистью. Женщины покрывали головы платком, так как боялись умереть во сне, а с непокрытой головой нельзя попасть на Суд Божий.