Найти тему
History Empires

Улетел на самолете, а вернулся на танке! Махнул не глядя

Оглавление

— А это что за ерунда? Да кто вашу … разрешил! — воскликнул командир авиационного полка, глядя, как на аэродром ворвался на полной скорости танк.

Проехав через всё лётное поле, бронированная машина подъехала к стартовой передвижной радиостанции и развернувшись на месте, застыла в клубах пыли.

«Макарыч, принимай аппарат! Во, махнул, не глядя!»

Уроженец белорусского посёлка Плещеницы лётчик-истребитель Николай Шутт вполне мог бы быть прототипом капитана Титаренко (Маэстро), роль которого блестяще сыграл знаменитый артист и режиссер Леонид Фёдорович Быков в фильме «В бой идут одни старики».

Вот один только случай, когда он переполошил чуть ли не всю 12-ю гвардейскую Знаменскую истребительную авиационную дивизию. Решил полетать на трофейном «мессере». Его, по какой-то причине, немцы не успели поднять в воздух, когда советские войска заняли фашистский аэродром.

И вот теперь этот «крестоносец» стоит без дела. А какому лётчику не хочется опробовать вражескую машину? Самолёт был к тому же и двухместным. Шутту каким-то образом удалось склонить к этой авантюре вполне серьёзного и человека ответственного, Гари Мерквиладзе, будущего Героя Советского Союза.

Поднять то они самолёт подняли, да вот никто об этом не знал. Расчёты зенитчиков уж точно об этом не ведали. И вот какова их реакция при виде фашистского самолёта над аэродромом?

Зенитчики открыли огонь на поражение. Вслед за ними началась пальба по самолёту из всего, что могло стрелять. Из винтовок, автоматов, пулемётов. Был бы на аэродроме танк, и из него бы бабахнули.

«Мы по нему стреляем, а он в никакую. Маневрирует, высоту не набирает и не уходит. Как будто его кто к аэродрому нашему привязал и не отпускает», — вспоминал потом командир дивизии, генерал Константин Баранчук.

И действительно, вместо того, чтобы улететь подальше, вражеский истребитель пошел на посадку. Приземлился, подрулил к стоянке и замер. Со всех сторон к нему уже бежали вооруженные люди.

«А тут, как ни в чем не бывало, откидывается фонарь кабины и на нас, смотрят улыбающийся Шутт и смущённый Мерквиладзе. Ну что сказать? Не Шутт, а шут гороховый».

Из-за этой выходки с трофейным самолётом Шутт чуть себя и Мерквиладзе не угробил. Чудом уцелели. Командир дивизии его тогда «в последний, самый-самый последний раз», отстранил от полетов.

«Извини, танка не было»

Это у Титаренко не было, а у нашего героя нашелся.

Николай Шутт (второй справа).
Николай Шутт (второй справа).

Случай этот произошёл в районе Львова в августе 44-го. Гвардии старший лейтенант Шутт выполнял очередное боевое задание. В установленные сроки его Як-1 не вернулся на аэродром.

Лётчики его звена рассказали, что видели, как загорелся самолёт Шутта. Рассказали они и что лётчику удалось выпрыгнуть на парашюте. Бой происходил над территорией, занятой врагом, а до линии фронта около десяти километров.

— Только бы в плен не попал, — озабоченно сказал окружившим его летчикам командир полка, майор Луганский. — Отсиделся бы где-нибудь до темноты, а там бы и двинулся в нашу сторону. Хотя… Зная его характер… Он что, опять в тенниске полетел?

— Так точно.

— Сколько раз я его предупреждал. Вот настырный. Придумал себе летнее обмундирование. Но, может это ему и поможет. Спрячет парашют, шлемофон. Вот вам и гражданский человек. Не так внимания на себя обращать будет.

А ближе к вечеру на аэродром буквально ворвался тот самый танк. Еще не успела осесть пыль, а из люка показалась, как всегда, улыбающаяся голова старшего лейтенанта Шутта. Чумазый, до невозможности. Только по тенниске и узнали.

Все, кто тогда был на аэродроме, побежали к танку. Сняли с него Николая, который все еще стоял на броне и красовался перед всеми, начали обнимать и подбрасывать в воздух. Любили его, чертяку, боевые товарищи. А тут такая радость. Живой, да еще и на танке!

— Искать меня немцам было некогда. Их тогда наши танкисты хвост и в гриву гнали. Они то меня и выручили. Домой вот доставили, — вспоминал потом Николай Шутт.

Герой Советского Союза, гвардии капитан Николай Шутт войну закончил в небе Берлина. Потом участвовал в советско-японской войне. Совершил 430 боевых вылетов, провёл 104 воздушных боя и лично сбил лично 18 самолётов противника.

Николай Константинович закончил служить в 1950 году. Демобилизовался. Переехал в Тирасполь, где работал простым водителем. Умер в 1977 году.

📌 Вашему вниманию: