#обучение #егэ #литература
Вопрос о том, как не облажаться на ЕГЭ по литературе в 2023-м году, стоит очень остро. И я хочу отметить, что в его решении стоит обращать внимание на частицу "не".
На самом деле в экзаменах по литературе для читающего и изучающего книги человека нет ничего сверхъестественного.
Да, сложно. Да, тяжело. Но:
а) нам не привыкать;
б) всё же это не выходит за рамки вон.
Конечно же, ключевой основой подготовки является внимательное прочтение книг.
На сайте ФИПИ представлен полный список произведений, необходимый для получения всея информации о материалах, нужных для подготовки.
Всего там насчитывается порядка сорока пяти "прозаических" произведений (это и поэмы тоже, но они рассматриваются в первой части экзамена наравне с прозой).
На самом деле не так уж и много на деле, вопреки тому, как может показаться на первый взгляд.
Поэзия на реальном ЕГЭ обычно представлена абсолютно любым, рандомным автором. Это могут быть и французские классики (Рембо, Вийон, Лотреамон), и серебряный век русской поэзии (Гумилёв, Блок) и вообще всё что угодно.
В кодификаторе обозначены только фамилии особо повлиявших на литературу авторов (и конкретные произведения самых выдающихся), однако никакой гарантии, что вам попадётся именно кто-то из них, нет.
Большое сочинение — такая же непредсказуемость.
Однако для него хотя бы известны темы (прямо как в "Своей игре"), но не конкретные вопросы (тоже, кстати).
На самом деле часть ЕГЭ с кратким ответом, решающаяся быстрее всего (назовём её "молниеносная"), тоже довольно-таки предсказуема в плане вопросов.
То есть, вы всё услышали правильно. ЕГЭ по литературе можно решить "механически". Несмотря на влияние красоты вашего слога и объёма ваших знаний, ко всем заданиям можно подготовиться по существу.
Делать по наитию даже здесь ничего не надо.
О'кей, перейдём к сути.
Официально "первой частью" называется весь огромный блок (это не фамилия, если что) с отрывком из прозаического (необязательно) произведения и полностью приведённым стихотворением.
Нужно будет ответить на одиннадцать вопросов (шесть и пять соответственно).
Семь из них с кратким ответом, четыре — с развёрнутым
(Вспоминается телепередача "Утилизатор", в которой нужно было ответить на девять вопросов с вариантами ответа и на один — без вариантов).
Ну а "вторая часть" — соответственно, большое сочинение.
Не пугайтесь, там всего одно задание (вы даже сами выбираете из пяти).
Теперь рассказываю, как выполнять экзаменационную работу целиком.
Самое первое задание (точнее сказать, нулевое) самой первой части — прочитать фрагмент "прозаического" произведения.
Внизу будут подписаны автор и название, а почему не жанр — сейчас расскажу.
Можно сказать, это смысл задания под номером 1.
В нём, скорее всего, вежливо попросят уточнить этот самый жанр или род литературы, к которому принадлежит произведение.
Ещё может попасться вопрос на знание всего текста, но это встречается значительно реже.
Теперь о жанрах и родах.
Что же это вообще такое, и чем они отличаются?
Литературные рода заключают в себе обширную сеть жанров.
То есть, это главная совокупность, на которую делятся произведения.
Родов по большому счёту всего три: эпос, лирика, драма.
Но, глобально говоря, существует ещё лироэпос, о котором чуть позже.
Эпос — это всего-навсего любое прозаическое произведение (за исключением пьес), будь то короткий рассказ или огромный роман-эпопея.
То есть, и "Война и мир" Толстого, и "Толстый и тонкий" Чехова — это эпос.
(Смотрите не перепутайте, что из них эпопея, а что — рассказ).
Лирика — это краткие стихотворные произведения, которые, опять же, могут быть представлены в разных жанрах.
Лироэпос — это совокупность лиры и эпоса (какая неожиданность!).
Обычно так говорят о поэмах, ведь они значительны по труду, но содержат стихотворную форму.
(Бывает, что и не содержат. Например, "Мёртвые души" по авторскому определению — поэма, а стало быть, лироэпос).
Драма в экзаменационной литературе представлена весьма скупо, но вам нужно понимать: это род литературы, объединяющий все пьесы.
То есть, те произведения, где перед каждой репликой обозначены роли и очень часто присутствуют ремарки (прямое описание деталей поведения персонажей или интерьера сцены).
Могут быть как стихотворными, так и прозаическими.
Эпос в русской литературе представлен довольно большим количеством жанров, но в целом различия видны сразу.
Роман — это объёмное произведение, зачастую охватывающее целую жизнь героя или нескольких героев.
Правда может охватывать и пару недель, если это "Отцы и дети".
Однако в финале этого романа всё же описывается дальнейшая жизнь Кирсановых, например.
Роман-эпопея — тот же роман, однако охватывающий не просто жизнь, а целое поколение, а то и несколько.
В экзаменационной литературе, слава Богу, жанр представлен всего двумя произведениями: "Война и мир" и "Тихий Дон".
Хотя и их, честно говоря, хватает.
Повесть — то, к чему мы все привыкли. Не особо большое прозаическое произведение, описывающее не такой уж большой промежуток времени.
Так и просится гоголевское "не слишком стар, но и не сказать, чтобы слишком молод... не слишком толст, однако же и не слишком тонок...".
Но нет. "Мёртвые души" — это поэма, хотя и повестей у Николая Васильевича достаточно.
Целых три цикла: "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород", "Петербургские повести".
Любое произведение оттуда является повестью, как вы уже поняли.
Рассказ — тут и вещать долго не нужно. Краткое прозаическое произведение, обычно в рамках одного или нескольких дней, реже недель.
Это я не о времени прочтения, а о художественном времени, если что.
Читаются рассказы как раз-таки быстро.
Я думаю, каждый из вас вспомнит "Васюткино озеро" или "Фотографию, на которой меня нет" Астафьева. Правда ведь? Ну и всё.
Путевые заметки — это, что логично, заметки о пути.
Например, "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева при всём социальном подтексте — это путевые заметки.
И упаси вас Бог где-нибудь заявить, что это рассказ или очерк.
Ну а ещё в экзаменационном списке есть такое замечательное произведение древнерусской литературы, как "Слово о полку Игореве".
Так вот, это именно слово. Хотя вопросом "Каков жанр?" по отношению к этому бессмертному эпосу можно и засыпать кого-нибудь.
Переходим к лирике. Род, в котором присутствуют самые маленькие произведения, а набор жанров самый большой. Теперь конкретнее.
Лирическое стихотворение (оно же просто стихотворение) выделяется в отдельный жанр. То есть, это такое произведение, в котором отсутствуют признаки всех нижеизложенных.
Одно ма-а-аленькое уточнение: даже социальные стихотворения всё равно называются лирическими.
Например, "Фабрика" Блока (на этот раз фамилия) — это лирическое стихотворение, несмотря на всё.
Песня — это специально созданное на распевный мотив произведение.
Во многих случаях так и называется. Например, "Песня" есть у Зинаиды Гиппиус и у многих других символистов.
В этом жанре сразу слышится мелодия, которую хочется распевать.
Элегия — глобально говоря, это результат сложных философических раздумий над жизнью. Также, как и в случае с песней, обычно так и называется (много одноимённых элегий есть у Пушкина).
Однако бывает, что и нет. Но тогда это слово кроется в подзаголовке или авторском комментарии. Как вариант, "Море" Жуковского.
Послание — это дружеское (хотя может быть и гневное) обращение к другому человеку. Самый известный пример — "К Чаадаеву" Пушкина.
"И.И. Пущину" тоже, кстати.
Эпиграмма — а вот это уже описание конкретной личности с сатирическим подтекстом. Например, тот же Пушкин начинал с эпиграмм на своего друга Кюхельбекера, хоть прославился он и не совсем этим.
Это будто карикатурная зарисовка, только не в живописи, а в литературе.
Ода — то, что любил Ломоносов. Наверное, этим всё сказано.
(Хотя Батюшков лучше, только никому не говорите).
Сонет — излюбленная Петраркой и Шекспиром форма.
Шестнадцать строк, в которой кроется либо невероятный вселенский философский смысл, либо такой же невероятный вселенский смысл, но только любовный. Это я без иронии, если что.
В России жанр популяризировал в основном Пушкин, ну и некоторые символисты тоже.
Драма в русской литературе представлена несколькими жанрами.
Глобальные из них — это, собственно, драма, а также комедия и трагедия.
На самом деле даже по названиям здесь всё понятно (тебе хорошо, тебе всё понятно!..).
Ладно, расскажу, только быстро.
Комедия — это некая пьеса с лёгким сюжетом, обычно в юмористическом ключе. Главной темой зачастую выступает сатира ("Недоросль" Фонвизина).
Но обратите внимание, что авторское определение всегда играет огромную роль. То есть, если Островский назвал свою пьесу "Гроза" драмой, то она и будет драмой. Хотя там много юмора и вообще это произведение — сплошное высмеивание пороков.
Запомните одно: в трагедии всегда кто-то погибает. Обычно все
(привет, Шекспир!).
А драма (жанр, от которого пришло название всего рода) — это такая пьеса, в которой в общем-то ни комического, ни трагического нет.
Например, "На дне" Горького. Совсем не смешно. Но и трагедия, кроме повесившегося Актёра (спойлеры!) там не то чтобы есть.
Так вот, драма как род литературы может быть не только прозаической, но и стихотворной. Например, комедия "Горе от ума" Грибоедова относится к этому роду.
Теперь, когда со списком родов и жанров покончено, хочу сразу разъяснить некоторые моменты. Частые вопросы:
А почему "Мёртвые души" — поэма?
Ну, самый главный аргумент — потому что так определил Николай Васильевич Гоголь. Такого объяснения, конечно, мало, поэтому раскрою:
огромное количество лирических отступлений; в целом повествование, близкое по грандиозности задумки к "Божественной комедии" Данте Алигьери, что есть поэма — всё это и многое другое даёт право называть "Мёртвые души" поэмой, хоть они и написаны в прозе.
А "Евгений Онегин" — это поэма?
Конечно же, нет. Почему так радикально? Да потому что поэм у Александра Сергеевича Пушкина великое множество:
"Медный всадник", "Полтава", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы" (и это не весь список).
А вот роман в стихах один.
Какие термины применительно к каким жанрам и родам употреблять можно, а какие — нельзя?
А вот это интересный вопрос. На самом деле это действительно важно.
Смысл в том, что есть целый список понятий и определений, характерных только для драмы.
Реплика — это высказывание персонажа.
Ремарка — это авторский комментарий к происходящему, чаще в виде скобок после реплики или между ними.
Акт, действие, явление — это всё деление пьесы на части.
Афиша — это список всех персонажей в самом начале, на титульном листе.
Персонаж, он же действующее лицо — да-да, это тоже только к драме!
Так что смотрите не перепутайте и не напишите, что Чичиков был действующим лицом романа "Мёртвые души", а Евгений Онегин — персонаж поэмы.
А если серьёзно, то слово "персонаж", конечно, можно употреблять применительно к эпосу, но только не в случае с главным героем.
Ко второстепенным ещё ладно.
Но уж точно никаких резонёров и внесценических персонажей (это совершенно точно исключительно случай драмы!).
Также не забывайте, что в лирическом произведении есть лирический герой (а не главный) и он никогда не отождествляется с автором, даже если стихотворение автобиографично.
Вот так вот.
В следующей серии мы с вами разберём задание номер 2, а именно — знание теоретико-литературных понятий на темы "стадии развития сюжета" и "система образов".