Найти в Дзене
HM

5-ка популярных небылиц про армян

Оглавление

В одной из предыдущих статей мы уже рассматривали 10 мифов об армянах. Но одной 10-кой, к сожалению, не обойтись, поэтому продолжаем разбирать небылицы про армян.

1. Армяне - монофизиты

Этот миф, насчитывающий, вероятно, около полтора тысячи лет, является одним из самых долгоживущих мифов про армян. Возник он после Халкидонского собора 451 года, на котором собралось большинство церквей того времени и в официальной повестке которого главным вопросом была борьба против учения константинопольского монаха Евтихия, исповедовавшего одну (божественную) природу во Христе. Термин «монофизитство», которым обозначают эту христологическую доктрину, был придуман значительно позже Халкидона. Учение Евтихия назвали по его имени евтихианством. Ныне выделяют умеренное монофизитство, называемое севирианством, по имени основателя этого течения - антиохийского патриарха Севира (465 - 538 гг.). В 6-7 веках существовало еще одно умеренно-монофизитское течение – юлианизм, которое является развитием севирианства и от которого, в свою очередь, произошла секта афтардокетов. Это последователи епископа Галикарнаса Юлиана (ум. после 518/527 г.).

Богословие Армянской Апостольской церкви стала формироваться в начале 4 века в трудах св. Григория Просветителя (ок. 252 – 326 гг., просветитель и первый Католикос Армении) и основывается на учениях великих Отцов Церкви 4-5 веков и догматах первых трех Вселенских соборов - Никейском (325 г.), Константинопольском (381 г.) и Эфесском (431 г.). Поэтому еще в 506 году на совместном с Церквями Грузии и Кавказской Албании Первом Двинском соборе ААЦ, считая евтихианство ересью, анафемствовала ее и Евтихия. А в 726-м году армяно-ассирийский объединенный Церковный собор анафемствовал уже учения Севира Антиохийского и Юлиана Галикарнасского, а так же их самих. Тем самым ААЦ осудила все течения монофизитства.

Христологическая мысль армянских богословов 5-8 веков соответствовала высказываниям эпископа Петроса Сюнеци (ум. ок. 558 г.) - «Во чреве Св. Девы соединились совершенное Божество и совершенная человеческая природа нераздельным и неразлучным объединением» - и Католикоса Ованеса Одзнеци (ок. 650 - 729 гг.) - «надо правильно понимать выражение «едина природа». Когда говорим: «Едина природа воплощенного Слова Божия», мы не должны допускать мысль, будто одна растворилась в другой или что две природы слились в одну. Когда говорим: «Едина природа», имеем в виду несказуемое соединение Логоса с телом». Во Христе совершенное Божественное и совершенное человеческое естества соединились нераздельно, следовательно, по соединению «едино естество Христово».

Окончательно сформулировал учение Армянской Апостольской церкви по данному вопросу Католикос св. Нерсес Шнорали (ок. 1100 - 1173 гг.) в «Изложении веры Армянской Церкви», адресованной императору Византии Мануилу Комнину в 1166 году. Наверно, будет правильным процитировать следующие строки из этого письма: «Мы исповедуем, что от двух природ соделалось единое и что в соединении не потерялось ни которое из обоих».

С 5 века, когда произошел этот раскол Вселенской церкви, и по настоящее время вероучение армян по данному вопросу изменений не претерпела и продолжает быть верной христологии св. Кирилла Александрийского о единой природе. Таким образом, очевидно, что армяне исповедуют Христа и истинным и совершенным Богом, и истинным же и совершенным человеком, подобный нам во всем, кроме греха.

Тема сложная, имеет много интересных подробностей, которые раскрывают проблему, что даже в рамках отдельной статьи трудно будет все рассказать. Поэтому, чтобы мало-мальски целостная картина сложилась у читателя, на разбор этого мифа ушло много текста. На рассмотрение остальных стереотипов использовано уже меньшее количество буковок.

2. Армяне являются кавказцами

Миф зародился и стал укореняться во времена СССР как среди самих армян, так и среди других народов. Особенно популярным стал после развала Советского Союза, когда национальная принадлежность начала играть более заметную роль, чем ранее, и с популяризацией в СМИ выражения «лицо кавказской национальности».

Записывать армянский народ в кавказцы стали из-за того, что современные армянские государства – Республика Армения и Республика Арцах (ранее в СССР - соответственно, АрмССР и НКАО) – и территория компактного проживания армян находятся в геополитическом регионе с названием Закавказье/Южный Кавказ. Однако еще каких-то сто с не большим лет назад армяне проживали от южных склон гор Кавказа до средиземноморского побережья современной Турции. И это было нормой на протяжении более 2 тысяч лет. Можно продолжить перечислять аргументы, но самой главной составляющей, которая различает один народ от другого – культура. Представленная ниже карта «Распределение областей европейских этнических культур» от одного из авторитетнейших энциклопедий мира - Британники, выделяя «Кавказскую культурную область», пожалуй, лучше всего объясняет, кого можно считать кавказцами, а кого нет.

-2

3. Армяне – не автохтонное население Южного Кавказа

Небылица основана на сообщении древнегреческого автора Геродота (ок. 484 – ок. 425 гг. до н. э.) о том, что армяне являются выходцами с Балкан. Подкрепленная рядом археологических данных, в 20 веке была разработана хорошо продуманная миграционная гипотеза происхождения армян, которая затем развилась в миграционно-смешанную. Из этих гипотез следует, что армяне - не автохтоны Среднего Востока и в том числе Южного Кавказа. Зараженные коричневой чумой восточные соседи армян, азербайджанцы придумали свой вариант, утверждая, что армяне - выходцы из Индии. Сегодня миф зиждиться, можно сказать, исключительно на азербайджанском энтузиазме. Однако азербайджанская версия, которая не имеет и не может иметь научного обоснования, рассматривается лишь в рамках изучения азербайджанской этнической психологии. Этот миф, как и научные гипотезы, а также азербайджанская антинаучная выдумка, разбиваются в пух и прах об генетические и лингвистические исследования армянской нации последних 2-3 десятилетий. Так, согласно исследованию «Генетические свидетельства происхождения армян от смешения нескольких популяций бронзового века» армяне происходят от смешения различных популяций, которое происходило от 3-го до 2-го тысячелетия до н. э. на Армянском нагорье.

История смешиваний армян
История смешиваний армян

А по лингвистическим данным из научной работы «Составление карты происхождения и распространения индоевропейской языковой семьи» протоармянский язык возник в начале 3-го тысячелетия до н.э. и опять же на территории Армянского нагорья. Эти факты делают не состоятельным утверждения о проникновении предков армян в конце 2 тысячелетия до н.э. с территории Балкан (и вообще откуда бы то ни было) на Армянское нагорье.

4. В Армении не безопасно

Армения в российских, как и мировых СМИ, чаще всего упоминается в связи с конфликтом с Азербайджаном. Войны, вооруженные столкновения на линии соприкосновения вооруженных сил и иные события, сопровождающие этнополитический конфликт между армянами и азербайджанцами, являются топовыми новостями про Армению на протяжении всех 3 десятков лет с момента приобретения страной суверенитета. Это породило представление, что в Армении не безопасно. Однако на самом деле страна имеет очень низкий уровень уличной преступности, умышленных убийств, домашнего насилия, а степень недоверия между гражданами, раскрываемость преступлений, наоборот, на достаточно высоком уровне. Можно спокойно передвигаться по городам, посещать общественные места, пользоваться общественным транспортом, так как в стране весьма низкая статистика по хулиганству, карманным кражам, воровству, торговле наркотиками. Также важно отметить, что в Армении даже поздней ночью можно смело прогуливаться с большим спокойствием, не опасаясь нарваться на неприятности.

-4

Наиболее популярный рейтинг безопасности стран «Global Peace Index» на 2023 год включил Армению в десятку стран с самым низким уровнем преступности.

5. Армяне не любят другие народы

Миф этот возник, видимо, из-за того, что армяне, проживающие за пределами Армении, не редко поддерживают в различных ситуациях даже не знакомых соотечественников, чаще создают семьи с представители своей нации, весьма горячо отстаивают свое видение истории и фактов об Армении… в общем, из-за того, что проявляют любовь и неравнодушие к своему народу. Жители многонациональных стран, которым любовь ко всему своему национальному считается или кажется угрозой существования их государства, в массе своей, не видят разницы между любовью к своей нации и ненавистью к чужим народам. И надо сказать, что грань между этими явлениями тонкая. Армяне же, в силу исторического опыта, научились не переходить эту грань, чего искренне хочется пожалеть и другим народам.

-5

Усилиями жителей Апшеронского полуострова, в рамках данной небылицы в вину армянам ставится моноэтничность Армении. Мол, не любят другие народы на столько, что в Армении кроме армян ни кто больше не живет. Это, конечно же, не правда. В Армении прекрасно чувствуют себя и христианские общины ассирийцев, русских, украинцев, греков, грузин, и мусульманские общины курдов и персов, и езиды со своим особым вероисповеданием езидизма, и другие народы. Да, их численность не большая и не превышает 3-4% населения страны. Незначительная численность этнических меньшинств является исторически традиционным и объясняется тем, что коренные жители Армении (как современной, так и исторической) исключительно армяне и что страна (как в прошлом, так и в настоящем) не привлекательна для экономических мигрантов.