Привет.
Моя статья не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Итак, закончился визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Два дня переговоров завершились, руководитель Китая улетел восвояси, оставив нас в размышлениях. Похоже, что нам не огласили и 30% тех соглашений и договоренностей, которые были достигнуты в Москве. С другой стороны, не рассказали, значит не нужно, обойдемся. Сейчас вполне хватит и того, что было озвучено. Ну что же, давайте я попробую огласить список сделок, которые были оглашены публично, и поразмышлять, можем ли мы, простые инвесторы извлечь прибыль из полученной информации.
Самое важное – это подписание плана о торгово-экономическом сотрудничестве до 2030 года.
1. Сотрудничество в энергетической сфере.
И здесь, наверное, я позволю себе раскрыть тему, т.к. энергетика понятие общее, подразумевающее большое количество секторов экономики.
1.1 Нефть – расширение поставок «черного золота». Похоже, тренд, который начался прошлым летом, продолжится и в будущем. Да, нам не называли цифры по контрактам (впрочем, как и цену, по которой наши компании будут нефть поставлять), но, похоже, скидки будут, и серьезные. Основным бенефициаром этих соглашений станет конечно Роснефть, компания имеет давние и прочные связи с КНР, и будет их развивать. Но и остальные наши компании так же, несомненно, получат преференции от данного соглашения. Остается неясным вопрос, будут ли это поставки непосредственно сырья, или же на рынок Китая станут поступать и продукты нефтепереработки.
1.2 Газ – здесь все конкретнее. К 2030 году в народную республику, согласно контракта, будет поставляться 98 м³ трубопроводного газа по газопроводам «Сила Сибири» и «Сила Сибири 2», а также 100 млн. тонн СПГ. Правда сегодня уже пошли разногласия по поводу «Силы Сибири 2», агентство Bloomberg заявило, что никаких принципиальных договоренностей на этот счет не было достигнуто. В свою очередь наша сторона, заявляет, что такие соглашения есть. Да и сам В.В. Путин озвучил их по итогам переговоров. И все же, если договоренности есть, то наши компании по добыче «голубого топлива» получают серьезную выгоду. Особенно это касается НОВАТЭК, которые уже сейчас могут нарастить производство СПГ, а так же перенаправить его в Китай из других регионов мира. По Газпрому все немного сложнее, да безусловно «Сила Сибири» продолжит поставки, и с большой вероятностью их нарастит, но для постройки второго газопровода потребуется время, а главное деньги, и как раз, в этом вопросе КНР вряд ли поможет, учитывая опыт предыдущих лет. Так что инвестиции в Газпром дело долгосрочное, но, безусловно, выгодное на горизонте 3-5 лет.
1.3. Электроэнергия – в 2022 году «Интер РАО» поставила в Китай рекордное количество электрической энергии, и учитывая, что у компании большие проблемы с отправкой «киловатт» в ЕС, при заключении контрактов она вполне может еще нарастить поставки на Восток.
1.4. Уголь – здесь, безусловно, выигрышные позиции у «Распадской» и «Мечела». КНР долгое время сотрудничала в этой сфере с Австралией, но в последнее время отношения ухудшились, геополитика коснулась и Китая, и наши поставщики, вероятно, будут в фаворе, правда если договорятся о приемлемой цене.
2. Продовольствие.
Китай, традиционно заинтересован в поставках нашего мяса, масла и некоторых видов зерновых. И казалось бы бенефициар здесь понятен – «РусАгро», но остается серьезный вопрос: - «а какое мясо станут закупать наши соседи? Будет это полутуши, или, помимо этого, и продукты переработки? Колбасы там, обработанное и упакованное мясо». Если второй вариант, то есть еще компании на бирже, которые вполне могут выиграть от такой торговли.
3. Автомобилестроение.
Я как раз во вторник касался этой темы. Машины из Народной республики вполне могут стать реальной альтернативой «уехавшим» от нас западным авто. Касаемо биржи реально соглашения могут коснуться «КАМАЗ» и его китайского проекта «Солярис».
4. Перевозчики.
Естественно без них не обойдешься. При наращивание объемов торговли, а по заявлениям лидеров двух стран уже к концу нынешнего года она может достигнуть объема в $200 миллиардов, все эти товары нужно будет перевозить. И транспортные компании, несомненно, останутся в выигрыше. Globaltrans и Совкомфлот, торгующиеся на Московской бирже, вполне могут получить достаточно серьезную прибыль.
Наверное, можно вспомнить и банковский сектор, увеличение товарооборота, несомненно, приведет и к увеличению финансовых потоков между странами, а у ВТБ и Сбербанка исторически устойчивые связи с КНР. Ну и конечно строители, куда без них. Я давно говорю, что для наращивания сотрудничества нужно, в первую очередь, строительство наземных транспортных коридоров, логистических центров, а так же морских грузовых терминалов.
Ну конечно, все это только мои домыслы и прикидки. Возможно, будет так, возможно нет. В наше неспокойное время, ситуация может развернуться на 180 градусов в любой момент. Так что инвертируйте осторожно, применяйте диверсификацию портфеля, и ни в коем случае «не кладите все яйца в одну корзину».