Найти в Дзене
СЕРПАНТИН ЖИЗНИ

Рассказ «Одинокие матери». Часть 9 (развязка)

Прошло несколько дней. Полина забрала сына из больницы. Юношу выписали, но согласно правилам поставили на учет в психоневрологической клинике.

Придя домой, Полина старалась не поднимать тему Марины, боясь сделать Артему больно.

— Приляг, отдохни от больницы, поспи нормально, мой хороший, — ласково произнесла мать, расстилая сыну постель в его комнате.

— Спасибо, мама, я не хочу спать, — ответил Артем, включая компьютер. Без него жизнь парня последние дни была столь непривычна и почти невыносима, что время, проведенное в больнице, казалось вечностью.

— А хочешь, я тебе морс сделаю клюквенный, который ты любишь? А позже мы с тобой пообедаем. Кстати, я приготовила все, что ты любишь: и мясо запеченное, и салатик из кукурузы...

Полина хотела выйти из комнаты, но Артем остановил ее, взяв за руку, и с виноватым взглядом сказал:

— Мама, прости меня, пожалуйста.

— За что, мальчик мой?

— За все, мама. За мое поведение, за воровство одежды, за то, что мог оставить тебя в одиночестве.

Рассказ «Одинокие матери». СЕРПАНТИН ЖИЗНИ
Рассказ «Одинокие матери». СЕРПАНТИН ЖИЗНИ

— Милый мой, — Полина обняла сына, — мы сейчас об этом говорить не будем. Мы потом об этом поговорим.

— Давай, лучше сейчас, мама. Я хочу сказать, что делал все ради этой Марины. Прости меня, пожалуйста.

— Я все понимаю.

— Я даже не думал ни о чем. Нужно было украсть, продать, отдать деньги. Мама, прости.

— Конечно. Конечно, я тебя простила, сынок. Я же тебя очень хорошо понимаю, потому что тоже влюблялась в твои годы. Все я это знаю.

— Ты столько переживала. Сначала полиция, потом больница...

Полина ни в коем случае не обижалась на Артема, не сердилась даже. После попытки самоубийства мать думала только о том, чтобы сын был жив и здоров. Ей больше ничего не было нужно.

И случилось чудо. Артем сам, без нравоучений, без чтения морали со стороны матери, все осознал и, конечно, чувствовал свою вину. И Полина поняла, что ее мальчик повзрослел.

— Ты, пожалуйста, даже думать не смей, что я тебя когда-нибудь не пойму или не прощу, — сказала женщина. — Я все пойму и все прощу. Я же твоя мама. Только вот хочется, чтобы ты мне доверял, понимаешь?

— Понимаю, мам.

— Если я все буду о тебе знать, то я всегда смогу войти в твое положение и помочь, хотя бы советом. Я смогу тебя защитить, мальчик мой.

— Знаешь, о чем я сейчас подумал? Если бы можно было вернуть время назад, я бы сделал все по-другому, честно. Обещаю, что никогда больше не буду тебя обманывать.

— И это хорошо. Если мы до всего договорились, это прекрасно. Итак, я пошла за морсом?

— Хорошо. — Артем улыбнулся и тут же погрустнел.

Заметив унылость на лице сына, мать спросила:

— О чем ты задумался опять?

— Так, не о чем.

— Я же вижу, что что-то тебя гложет. Сынок, помнишь, я все должна знать? — Полина напомнила их договоренность.

— Это из-за того, что деньги-то до бедных зверюшек так и не дошли.

— Да ты мой хороший, — женщина снова обняла сына. — Этим ты мне и нравишься, что неравнодушен к этим бездомным и обиженным животным.

— Мам, мне, правда, их жалко. Больно смотреть.

— Ты хочешь им помогать?

— Очень.

— Ну, хорошо. Смотри, тех денег мы скорее всего долго не вернем. Зато о будущем мы с тобой можем подумать. Мы будем, по мере возможности, помогать приюту. Как ты считаешь?

— Мамочка, ты самая лучшая!

В этот раз Полина увидела сына другими глазами. Несмотря на все ошибки, которые он совершил, ее мальчик оказался хорошим человеком: в нем явно проснулось сочувствие. И этот приют возник не только из-за любви и симпатии к Марине, не только потому, что парень хотел понравиться ей, а еще и потому, что у него такая душевная потребность — помогать. От сердца матери окончательно отлегло.

***

Прошло полгода. Артем постепенно восстанавливался после пережитого и теперь после школы подрабатывал в приюте для животных.

Полина стала больше общаться с сыном. У женщины появилась некая дополнительная ответственность перед тем, чтобы обязательно уделять ему внимание. Она довольно часто звонила, интересовалась его жизнью. А дома они садились за стол и обсуждали проделанные дела за чашкой простого чая.

Однажды они приехали в приют вместе. Машины не было, поэтому опять пришлось корм тащить на себе.

— Ух, Артем, мне никогда еще не приходилось таскать такие тяжести, — восстанавливая дыхание, сказала Полина.

Они поставили сумки и мешки возле дверей собачника.

— Ничего, мама. У меня вон сумки еще тяжелее, — ответил Артем. — Зато Шарик тебе спасибо скажет.

— Да? И как же он мне скажет спасибо?

— Как может.

— Знаю я, как они могут: гав да мяу, гав да мяу. А потом пойди и разбери, что это было. Скорее всего все их звериные слова переводятся как «мало», «дай еще» или что-то в этом роде.

— Не скажи. Они за все умеют благодарить. Серый, например, подходит, когда я сижу, и кладет свою голову мне на колени.

— Какой ты у меня уже взрослый совсем стал, — любуясь сыном, сказала Полина, — ответственный. Да ты всегда таким был, о чем я говорю.

— Да, но я все равно стараюсь. Мне есть, куда расти.

— Слушай, а где Анечка?

В этот момент из питомника вышла Анна Назарова. Девушка поприветствовала Лебедевых, обнимая Артема.

— Очень рада вас видеть, Полина Александровна, — любезно произнесла она. Приятный и спокойный голос мог обворожить кого угодно.

— Скажите-ка мне, ребята, а у вас все волонтеры такие дружные? — Полина с прищуром посмотрела на стоявшую перед ней пару.

— Мама, ты про обнимашки, что ли?

— Что ли, — передразнила сына Полина.

Артем посерьезнел в лице, кашлянул и ответственно заявил:

— Дело в том, что нас с Анной связывают отношения немного более чем дружеские. Надеюсь, ты не против?

— Не против. Но вы меня, честно скажу, удивили.

Мама всегда была Артему другом, и парень отлично это знал. Просто в какой-то момент как будто забыл. Когда он влюбился в Марину, все стало неважным, и он относился к жизни по-своему. Но, как не крути, все что не делается — к лучшему. Ведь тогда бы они не пошли в приют, и юноша не встретил бы там Анну.

История с воровством напугала Полину. Она все думала: почему, чего мальчику так не хватает. Ведь женщина, как могла, старалась все делать для него. Она работала на двух работах, на себя копейки лишней не тратила.

Поначалу мать думала, что причина в модной одежде, в стеснении их скромного достатка. А потом она поняла — сыну не хватало любви и внимания.

Эта история многому научила Полину, она сделала выводы, поняла все свои ошибки. И женщина была уверена, что теперь они обязательно будут счастливы, по крайней мере, многие моменты уже никогда не повторятся.

КОНЕЦ / Законченные рассказы