Интересно ли вам читать биографии великих людей? А биографии писателей? Особенно, если написаны они коллегами по цеху?
Традиция оглядываться назад, на жизнь писателей ушедших эпох, в России расцвела в первой трети ХХ века. Множество знаменитых авторов в те времена исследовали жизнь и творчество своих предшественников. Тынянов писал о Грибоедове и Пушкине, Ходасевич – о Державине, Булгаков – о Мольере.
Работа Корнея Чуковского “Об Александре Блоке” 1922 года относится как раз к таким. Книга пришла к нам без переплета и в очень изношенном состоянии: с многочисленными утратами, надрывами, заломами. Мы бережно отреставрировали каждый дефект, а затем занялись обложкой. Было решено изготовить цельнокожаный переплет, а к нему – футляр для дополнительной защиты книги. Футляр также сделает книгу более заметной на книжной полке, так как том сам по себе довольно тонкий. Переплет и футляр стилистически представляют собой ансамбль.
Литераторы ХХ века глубоко изучали как события жизни героев, так и их творчество и взаимосвязь деталей биографии с написанными произведениями. Популярность биографий писателей объясняется литературоведами усилением цензуры. Советские писатели искали параллели с авторами минувших веков, их биографий и своих, влияние произошедших событий на их творчество. К концу 30-х, когда цензура ужесточилась до максимума, написание биографий почти сошло на нет: стало опасно выражать свое мнение даже через метафоры и иносказания.
Однако у биографии как призмы взгляда на литературные произведения были и противники. Константин Бальмонт, к примеру, полагал, что биографический подход слишком упрощает, примитизирует взгляд на связь художественного произведения и жизнь его автора. Бальмонт считал, что произведения необходимо рассматривать отдельно, не беря в расчет философию и личность автора в целом.
Скепсис Бальмонта частично разделял Виктор Шкловский. Он не отрицал, что писатель может черпать вдохновение из собственного опыта – и в то же время подчеркивал, что написать сильное произведение можно и без проживания травмирующего опыта.
Шкловский говорил: “Искусство имеет относительно писателя три свободы: свободу неусвоения его личности; свободу выбора из его личности и свободу выбора из всякого другого материала”.
Также писатель полагал, что вовлеченная в творческий процесс реальность не копируется, а трансформируется, и тогда события биографии уже становятся художественным приемом.
Как вы считаете, стоит ли рассматривать произведения через призму биографий их авторов?
Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram