Вчера досмотрела сериал «Фишер», про маньяка, который выбирал в жертвы мальчиков-подростков, не очень нужных родителям. Они, вроде, не отказывались от них, но и воспитывать не торопились. Вспоминаю 1986 год, как раз в ту пору я была подростком. В классе был мальчик, родители которого расстались и каждый пошел своей дорогой. Мама переехала жить в Киев, папа тоже нашел себе новую жену с квартирой и, фактически, родители оставили парня на произвол судьбы. Хотя, на родительские собрания папа еще похаживал для отвода глаз, но воспитанием сына уже не занимался. Мальчика жалели все, и наши родители, и учителя, и мы – его одноклассники. Каждое утро классная руководительница отправляла отряд комсомольцев, чтобы доставили в школу засоню и прогульщика. Он всегда был рад гостям, квартира родителей превратилась в шалман, туда шли все: кто просто от нечего делать, кто – выпить, кто – покурить, кто – даже пожить. Не знаю, насколько такой подросток был бы по вкусу Фишеру, тогда мы не знали о таких маньяках и были бесстрашными. Хотелось свободы от родительской опеки, и свободы в принципе во всех ее проявлениях.
Сериал с 1-ой по 6-ю серию раскручивается в поисках различных деталей, которые использует Фишер, заманивая в свои сети мальчишек. Если представить, что самый большой страх рождается от навязчивых мыслей, то, да – жестокость маньяка поражает. Его агрессия и провокационное нападение на ничего не подозревающих детей, эмоционально выматывает. Следователи, пытаясь справиться с ответственностью, возложенных на них обязанностей по поимке преступника, полностью теряют контроль над своей личной жизнью. Это, конечно же, приводит к ошибкам и конфликтам внутри рабочей группы.
Большинство маньяков тщательно обдумывают и планируют свои действия, поэтому разоблачить их нелегко. 7-я и 8-я серии растягивают и без того длинную историю существования маньяка до 1992 года. За пять лет женщина-следователь дошла до нервного срыва и ушла из органов. Разрушили психику ей не только эмоциональные переживания и жалость к жертвам. Хорошо постарались и мужчины-коллеги, прибегающие к прямой агрессии в общении. Потом, они, конечно, осознали всё это, поняли, что настоящий хищник остался на свободе и очень хорошо замаскировался. И снова пытаются принять наиболее правильное решение, которое не позволит больше промахнуться. Им это удается, но прежде зритель увидит логово Фишера. Ничем неприметный конюх у себя в гараже организовал мясобойню, где разделывал тела мальчишек: убивал их, снимал кожу, спускал кровь, отрезал головы и выбрасывал их, как туши каких-то животных, в лесу. Его три последние жертвы смотрели на этот процесс, представляя, как самый большой страх, что это скоро произойдет с ними. Играя на детских страхах, Фишер подталкивает одного из мальчиков к спасению себя: он ставит его перед выбором – или ты, или твой друг. При таком выборе обязательно сработает негатив, и каждый из нас будет защищать себя от боли и смерти любым доступным способом. Мальчик становится убийцей по воле маньяка, думаю, впоследствии он завязнет в этом глубоко и надолго. А пока, события еще не пережиты.
Когда Фишера поймали, он оказался зажатым в рамках семейных ценностей. Он боится причинить боль матери и рассказывает все об убитых им 11-и мальчиках. Такая любовь к близкому человеку вызвала общественный резонанс. В итоге, мать Фишера забивает толпа прямо у него на глазах. Как говорится, по вере вашей да будет вам.
У каждого из нас есть, то чего мы боимся больше всего. Парнишка – мой одноклассник, которого оставили родители, чтобы получить от жизни побольше личного удовольствия, вырос в пространстве кривых зеркал. Он полон позитива, будучи женатым, включен в отношения с неимоверным количеством женщин, не видит ничего дурного в изменах, как говорится, не стареет душой. Ощущает обман родителей, но винит в этом мать. Когда я спросила недавно о ней, сказал, что мама умерла. На мое удивление, а что так рано, нервно усмехнулся – значит, такой образ жизни вела. К сожалению, стремление к получению удовольствий – это тоже одна из форм страха, за которыми спрятана груда других страхов, например, страх стыда перед мамой, как у Фишера, или страх стыда за маму, у которой потребности оказались превыше родительской любви, как у моего знакомого.
Да, мать многое дает в жизни ребенку кроме безмерной любви. Вопрос в том, готов ли принять это ребенок, не осознавая по-настоящему ценность этих даров. Если верить статистике – не готов: каждый пятый мужчина испытывает в подсознании агрессию при взаимодействии с противоположным полом. Особенно это касается тех, кого воспитывали отцы. Тем не менее, в ящике Пандоры психологических наук открыто место только для матери, – которую можно использовать как в оправдание своих неудач, так и в чрезмерном развитии какой-то единственной личностной черты. Например, превосходства над бедными, физически слабыми, менее образованными, всему тому, к чему предрасположена личность в силу своих индивидуальных особенностей, начиная с мировосприятия, заканчивая интеллектуальными способностями. Конечно, это чистейший предрассудок – превращать мать в механизм психологического развития ребенка и науку познания мира. Учитывая, что мозг ребенка заканчивает развитие к 11-12 годам. Далее, интеллектуальное развитие стимулируется извне: друзья, школа, учителя, секции, артисты, кумиры, окружение – вот, кто помогает раскрыть определенные способности мозга ребенка. И всё это, на построенном родительском нулевом цикле. Мозг развивается по одной схеме – от простого к сложному, не наоборот. Виват, тихим необразованным женщинам, у которых дети становятся великими учеными. Антиреспект самодостаточным матерям, предпочитающим длинные дистанции в межличностных контактах с выросшими детьми. И, не дай бог, вам тащить за собой мозг ребенка до старости, господи, помилуй.
В нашей реальности не существует индивидуальных стандартов. А в 1986 году реальность стоилась на обобщающих суждениях: курица – не птица, женщина – не человек, семья – это мама, папа и дети, мир – это свод правил и законов. Спустя пять лет в 1992 году начинается преобразование общества, но оценка реальности – это субъективный эталон – здесь ничего не меняется. И вот вместо того, чтобы помочь убитой горем матери Фишера, власть, в лице следователей СК, отдает ее на растерзание толпе. Максимально развитое общество, в котором кора больших полушарий головного мозга управляет мышлением, осознанным поведением, мотивацией людей. Чем сложней понятная схема – тем больше тошнит от сюжета.
По своей сути, все мы, переживая те или иные события, ищем в них контрасты. Именно, это помогает нам сконструировать модель личности и понять, насколько здоров мозг. Дело в том, что мозг – это единственный орган, который взаимодействует с внешним и внутренним миром человека. И если в этом взаимодействии вы не чувствуете никакого сожаления и сочувствия к другим людям, это говорит не просто о равнодушии, но и о грубом ограниченном мышлении. Для этих людей причинение вреда жертве физического или психологического – единственный способ получить удовольствие. В общей картине мира – это Фишер, Чикатило, Скопинский маньяк. Или мужчина-инструмент воздаяния, демонстрирующий животные инстинкты в медийном пространстве. Или обычный мужчина, с невротическим расстройством личности длиной в целую жизнь.