Найти тему

День, когда в Москве метро остановилось! На краю бездны.

Есть в нашей истории даты, олицетворяющие знаковые события. Будь то даты триумфов или трагедий, мы о них знаем, помним и чтим.

В истории Москвы есть один день, о событиях которого знают немногие.

Я говорю о 16 октября 1941 года. Для Москвы, наверно, это был самый страшный и трагический день. Что же случилось?

В начале октября 1941 года положение на фронтах было катастрофическим. 13 октября пала Калуга, 14 -го – Калинин, 16 октября – Боровск. Враг рвался к столице. Все понимали, что над Москвой нависла реальная угроза захвата.

15 октября 1941 года Иосиф Сталин подписал постановление ГКО № 801сс «Об эвакуации столицы СССР Москвы». Постановление было совершенно секретным, но «сарафанное радио» разнесло по городу: Москву сдадут немцам.

Постановление ГКО № 801сс «Об эвакуации столицы СССР Москвы» (из открытых источников)
Постановление ГКО № 801сс «Об эвакуации столицы СССР Москвы» (из открытых источников)

Совинформбюро сообщило об ухудшении положения на западном направлении и «прорыве обороны на одном из участков». Сообщение заканчивалось роковой фразой: «Немецко-фашистские войска продолжали вводить в бой новые части».

Говорят, однажды в сводку вторглась, случайно или намеренно, бодрая песня. Москвичи даже не сразу поняли, что мелодия, так похожая на «Марш авиаторов» — на самом деле гимн нацистов, «Хорст Вессель».

Масла в огонь московских страхов подбавили и немцы. Они сбрасывали на город листовки со словами от лица Адольфа Гитлера: «17 октября буду в Москве».

Утром 16 октября сотни тысяч горожан, подойдя к станциям метро, увидели их закрытыми (это был первый и единственный случай). Приказ подготовить его к уничтожению отдал накануне нарком путей сообщения Лазарь Каганович.

На некоторые линии не вышли трамваи. Наконец, добравшись до проходных, рабочие увидели их запертыми.

Во второй половине дня встал наземный городской транспорт - троллейбусы и трамваи, повсеместно отключили центральное отопление...

Надо понимать ситуацию, в которой оказались горожане. Это сейчас у каждого в кармане гаджет и информация мгновенно передается на тысячи километров во всех подробностях. В те годы основным источником информации было радио и газеты.

И вот представьте: война идет несколько месяцев, Прибалтика, Украина и Белоруссия заняты врагом, Ленинград уже в плотной блокаде, немцы прут на Москву. Из столицы эвакуируются предприятия. Город бомбят. Ползут страшные слухи, что Москву будут сдавать как Кутузов в 1812 г. Вы не знаете, что делать, а тут пытаетесь попасть на работу и что Вы видите: метро закрыто! Как же так? Этого не может быть! Вы же там только вчера прятались от бомб!

-3
Москвичи на станции метро "Маяковская" ("Площадь Маяковского") спасаются от немецких бомбежек, 1941 г. (из открытых источников)
Москвичи на станции метро "Маяковская" ("Площадь Маяковского") спасаются от немецких бомбежек, 1941 г. (из открытых источников)

Кое-как добравшись до своей любимой проходной Вы, как и сотни сослуживцев смотрите на закрытую дверь. Никто ничего не объясняет. И приходит жуткое понимание: все, город обрекли на сдачу. Надо что-то делать, чтобы выжила семья…На ум приходит два пути: либо бежать из города, либо запасаться всем, чем можно…

Москвичи в ужасе ринулись в магазины за продуктами, десятки торговых точек в тот день были попросту разграблены.

Из рапортов УНКВД по Москве:

«16 октября во дворе завода "Точизмеритель" им. Молотова в ожидании зарплаты находилось большое количество рабочих. Увидев машины, груженные личными вещами работников Наркомата авиационной промышленности, толпа окружила их и стала растаскивать вещи...»

«16 октября рабочие колбасного завода Московского мясокомбината им. Микояна, уходя из цехов, растащили до 5 тонн колбасных изделий...»

«16 октября слесарь мотоциклетного завода (Пролетарский район г. Москвы) Некрасов похитил со склада спирт и вместе с грузчиком Гавриловым и кладовщиком склада Ярославцевым организовал коллективную пьянку.»

Горожане были в неведении что происходит: «Ну почему никто не выступит по радио?.. Пусть скажут хоть что-нибудь… Худо ли, хорошо ли – всё равно… А то мы совсем в тумане, и каждый думает по-своему», – так говорили на улицах. Но громкоговорители, всегда работавшие на всю мощь, зловеще молчали.

И слухи…слухи…

«Говорят, немцы уже в Голицыне», «А вы не слышали — говорят, Тула взята», «Да, недаром Гитлер обещал провести ноябрьский парад на Красной площади.»

«Сталин в нервном параличе; его Молотов – Калинин увезли на самолете в Лондон!».

«У метро Сокол видели немцев на мотоциклах! А один танк, так прям до Тушина доехал. Немец высунулся из люка, огляделся, танк развернул и обратно из города уехал!»

«Крюково, Левобережная, Химки уже заняты, и немецкие танки вот-вот появятся на улице Горького, куда прорываются от Речного вокзала.»

Первыми поддались панике те, кому было что терять, то есть «ответственные руководители». Многие директора магазинов и предприятий бежали из города, прихватив с собой кассу.

«Из 438 предприятий, учреждений и организаций сбежало 779 руководящих работников. Бегство отдельных руководителей предприятий и учреждений сопровождалось крупным хищением материальных ценностей и разбазариванием имущества. Было похищено наличными деньгами за эти дни 1 484 000 рублей, а ценностей и имущества на сумму 1 051 000 рублей. Угнано сотни легковых и грузовых автомобилей». секретная справка московского горкома ВКП (б).

Началась паника и массовое бегство из города.

«Рядовые партийцы бежали пешком по тротуарам, обочинам и трамвайным путям, таща чемоданы, узлы, авоськи и увлекая личным примером беспартийных… В потоке беженцев уже всё смешалось: люди, автомобили, телеги, тракторы, коровы — стада из пригородных колхозов гнали!..» - писатель и журналист Лев Ларский о событиях в октябре 1941 года.

«Десятки и сотни тысяч людей, спасаясь от немцев, поднялись и бросились в этот день вон из Москвы, залили ее улицы и площади сплошным потоком, несшимся к вокзалам и уходившим на восток шоссе, хотя, по справедливости, не так уж многих из этих десятков тысяч людей была вправе потом осудить за их бегство история». Константин Симонов «Живые и мертвые».

Из дневника журналиста Н.К. Вержбицкого: «…Кругом кипит возмущение, громко говорят, кричат о предательстве, о том, что «капитаны первыми сбежали с кораблей», да ещё прихватили с собой ценности…

Паника в Москве., 16 октября 1941 года (из открытых источников)
Паника в Москве., 16 октября 1941 года (из открытых источников)

Анекдот военной поры:

— На какой ленточке медаль «За оборону Ленинграда»? Ответ: — На муаровой.
— А медаль «За оборону Москвы»? — На драповой!

Необходимо отметить, что руководство страны не поддалось всеобщему паническому ажиотажу. Сталин отказался покинуть Москву на самолёте. В отличие от польских и французских вождей, которые бежали из своих столиц в 1939 и 1940 годах.

Днем того же 16 октября в Кремле прошло совещание на тему обстановки в Москве. Был отдан приказ восстановить работу трамвая и метро, вновь открыть магазины, словом, возобновить хотя бы относительно нормальную жизнь.

Главе Мосгорисполкома Пронину и руководителю Московского горкома партии Щербакову поручили выступить перед москвичами с разъяснением о том, что город оставлен не будет.

По воспоминаниям современников Пронин говорил спокойно и уверенно. Градоначальник объявил, что восстанавливается работа предприятий и организации, и закончил такими словами: «Москва была, есть и будет советской!»

Радиообращение, восстановление работы метрополитена, общественного транспорта, открытие магазинов произвело мощный эффект. Народ словно встрепенулся…

И когда одни позорно бежали из столицы, другие сказали себе: «Это мой город, немцы войдут в него только через мой труп». Они занимали боевые позиции по всей Москве. Москвичи не испугались, не струсили, не отдали город на милость Гитлера. Они собирались сражаться за каждый квартал, за каждую улицу и дом.

Строительство оборонительных сооружений на улицах Москвы, октябрь 1941 г. (из открытых источников)
Строительство оборонительных сооружений на улицах Москвы, октябрь 1941 г. (из открытых источников)
Жители Москвы-добровольцы следуют на оборонительные рубежи (из открытых источников)
Жители Москвы-добровольцы следуют на оборонительные рубежи (из открытых источников)

Кстати, 16-го единственный день за всю войну в Москве действительно не работали ни метро, ни заводы и другие предприятия. Но вовсе не из-за паники. В этот день по всей Москве минировали тысячи объектов, промышленных, транспортных, учебных и других. Заминировали в течение одного дня.

Между прочим, метро было закрыто не целый день, а несколько часов. Уже к 14 часам дня пришел приказ о возобновлении его работы, и уже в 18:45 поезда двинулись от «Сокольников» до «Парка культуры».

17 октября возобновил работу московский транспорт, в торговую сеть начали завозить продукты. Дополнительно открылось 224 продовольственных магазина, 700 торговых точек на предприятиях, была расширена сеть общественного питания.

Да, столицу «лихорадило» еще пару дней, но кризис миновал, пик паники был преодолен, город стал готовиться к обороне, жители – к защите города.

Накануне праздника (7 ноября) 6 ноября состоялось знаменитое выступление Сталина на станции метро «Площадь Маяковского», посвященное 24-й годовщине революции.

Выступление И.В. Сталина на станции метро "Площадь Маяковского" (из открытых источников)
Выступление И.В. Сталина на станции метро "Площадь Маяковского" (из открытых источников)

7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад, посвященный 24-й годовщине революции.

-9
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года ((Великая Отечественная война в объективе Алексндра Устинова)
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года ((Великая Отечественная война в объективе Алексндра Устинова)

Вот такая получилась статья. Она посвящена всего лишь одному дню в истории моего города. Об этих событиях нужно помнить. Нужно знать, что пришлось пережить нашим прабабушкам и прадедушкам. Какой ценой досталась нам Победа.

А немцы все-таки прошли «парадом» по улицам Москвы, только это было 17 июля 1944 года.

Марш пленных немцев по Москве (также «Парад побеждённых», операция «Большой вальс») (из открытых источников)
Марш пленных немцев по Москве (также «Парад побеждённых», операция «Большой вальс») (из открытых источников)

По Садовому кольцу и другим улицам столицы прогнали 57 600 немецких солдат и офицеров, захваченных в плен войсками 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов. Но это другая дата и совсем другая история.