Продолжаем говорить о нарушении тонуса и миофункциональных нарушениях, которые появляются в его следствии.
И снова сниженный тонус.
- Гипотонус ярко выраженный в поперечной мышце с одной стороны или с обеих сторон, может приводить к одно или двустороннему ОТКРЫТОМУ БОКОВОМУ прикусу.
А так же у таких детей в более поздний период мы будем видеть укороченный акт жевания. И как правило у таких людей снижен мышечный тонус губ.
Для логопеда - это боковые сигматизмы.
Но помимо ярких логопедических проблем у таких детей ср временем начнется дисфункция ВНЧС.
Что происходит на уровне анатомии. Вообще нагрузка на ВНЧС - норма. Но если язык находится между зубов в боковых отделах, то молочные зубы не смыкаются. Это приводит к неправильному формированию корней коренных зубов, либо к их рассасыванию. И положение ВНЧС будет «высоким». То есть суставная головка недостаточно прижимается к суставному диску. В нашем случае давление жевательных мышц неравномерное и приводит к ДВНЧС. Если же гипотонус односторонний, то конвергенция (чрезмерное сближение) будет со здоровой стороны, которое в дальнейшем, не смотря, на «здоровье» приведет к повреждению межсуставного диска.
В этом случае так же важно начать работу с коррекции тонуса и затем подключать МФК и звукопостановку.
- Если гипотонус ярче в подъязычно-язычной, верхней и нижней продольных, поперречной мышцах; а так же снижен тонус круговой мышцы рта и жевательной мускулатуры, то мы получим ОТКРЫТЫЙ прикус. У таких людей мы увидим удлиненные, так называемые «аденоидные» лица. Головка же ВНЧС опустится и сдвинется вперед. Межсуставной диск же сдвинется кзади. Амортизации головки спереди не будет и она будет тереться о ямку приводя к болям и мигреням.
Со стороны звукопроизношения мы видим межзубное произношение ВСЕХ групп звуков. На слух самые очевидные - межзубные свистящие. Ряд других звуков не так очевидно искажен, но при детальной диагностике мы увидим, что звуки Т,Д,Н,Л произносятся межзубно. Длительная «низкая» гипотоничеая позиция языка воспитывает ОБЩИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, который начинает проявляться во всех группах звуков, даже если первоначально звуки произносились правильно.
Во всех выше указанных случаях работу начинают с ТОНУСА!
Продолжение следует…