Нудеть о том, какие раньше были хорошие учебники, и какие сейчас плохие - охотников много. Поэтому не буду заниматься тем, что до меня уже многие сделали, а просто покажу, как можно за одно занятие освоить с ребенком на уровне понимания (общего представления) все части слова - окончание, основу, корень, суффикс и приставку.
Причем сделать это работая с одной иллюстрацией (репродукцией). Вот она:
В разных источниках название этой картины отличается. В учебнике по русскому языку для 2 класса (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) она указана как "За обедом". Наличие супа на столе за завтраком смутит современных детей, поэтому так её и называем во избежание когнитивного диссонанса.
Корень слова + то, что им не является
Давайте назовем предметы, которые видим на столе и определим, почему они именно так называются:
- солонка - для соли,
- сахарница - для сахара.
Как думаешь, как называется специальная большая красивая кастрюля для супа? Конечно, супница! (Многие дети впервые слышат это слово).
Запишем слова парами, добавляя к каждому набору родственное прилагательное:
- Солонка - соль, солёный (например, солёный огурец, солёный вкус).
- Сахарница - сахар, сахарный (например, сахарный сироп, сахарное печенье).
- Суп - супница, суповой (например, суповой набор, суповая тарелка).
Определим общую часть в каждом наборе слов: сол(ь), сахар, суп. Это корень слова. Он несет в себе основной смысл.
Слова с одинаковым корнем, имеющим общий смысл, называются однокоренными или родственными.
Немного попрактикуемся:
- Как называется приём пищи в середине дня - тот, что мы видим на картине? (ОБЕД)
- Ответь родственным словом - что дети сейчас делают? (ОБЕДАЮТ)
- Подбери родственное слово для стола, за которым принято обедать. (ОБЕДЕННЫЙ).
- Когда дети закончат приём пищи и встанут из-за стола, каким родственным словом обозначим, что они обед закончили? (ПООБЕДАЛИ).
Кстати, ОБЕД - слово из словаря, все его буквы входят в корень, и во всех родственных словах этот корень пишется одинаково.
Чуть позже нужна еще беседа об омонимичных корнях - которые звучат одинаково, но имеют разное значение. По мере практики надо будет рассказать и о чередованиях букв в корнях, чтобы потом не пришлось переучиваться.
Прямо тут же обращаем внимание (а, вероятнее всего, сам ребенок об этом и спросит), что в словах часто встречаются буквы, перед корнем и после него:
ПО-ОБЕД-АЛИ, САХАР-НИЦА, СОЛ-ОНКА.
Естественно, интересно узнать, как называются эти части слова. Можно не стесняться и сразу сказать правду:
часть слова перед корнем - это приставка,
части слова после корня - суффикс и обычно в самом конце - окончание.
Ищем на репродукции слова с приставками (сами, с наводящими вопросами, подбирая пропущенные в предложениях слова - как вам нравится, на что фантазии хватит и как ребёнку интереснее). Тут на первое знакомство лучше всего подходят глаголы:
посмотрел, запивает, наливает, положила, поставила, повернулась.
(не забываем, что прежде чем найти приставку, придется подобрать 2-3 родственных слова, чтобы понять, где начинается корень).
Кстати, тут же можно понаблюдать, что, например, приставки ПА- не бывает (потом по мере наблюдения выясним что не существует приставок З-, А-, АБ- и т.д.)
Окончание и основа
Вопреки порядку, установленному в учебниках, когда окончание и основа изучаются на следующий год после знакомства с корнем, приставкой и суффиксом, считаю очень важным дать хотя бы общее представление об окончании, иначе возникает сразу 2 проблемы:
- непонятно, где закончился суффикс, и началось окончание (придётся переучиваться определять суффикс),
- непонятно, где - форма слова, а где - родственное слово (придётся учиться их различать).
Разумеется, для первого знакомства с этой частью речи не берем наречия (у них нет и не может быть окончания, т.к. они не изменяются) и глаголы (у них сложная структура, где окончание может оказаться не в конце слова).
Вернёмся к репродукции. Назовем, у кого что есть и чего нет?
- у мальчика на дальнем плане есть СТАКАН, а у его брата нет СТАКАНА,
- у девочки в СТАКАНЕ нет ВОДЫ, а у мальчика на дальнем плане ВОДА есть.
Стакан это один и тот же предмет или разные? Предмет один (в нескольких экземплярах), а его название звучит по-разному: СТАКАН (есть), СТАКАН-А (нет), (под) СТАКАН-ОМ и т.д. То же самое с водой - это одно и то же вещество, его налили из одного графина, но ВОД-А (есть), при этом ВОД-Ы (нет).
ВОДА и ВОДЫ - это одно слово или разное? Одно! Меняется только его форма. Это нужно, чтобы слова были связаны в предложении. А для того, чтобы это работало, у слова меняется его окончание.
Окончание - это часть слова, которая обычно находится в самом конце. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.
Смотрите:
- У девочки нет СУПА, а у мальчиков СУП есть.
- У девочки есть САЛФЕТКА, а у мальчиков САЛФЕТКИ нет.
После корня появляется буква - это окончание!
(Про нулевое окончание можно рассказать чуть позже)
Тут же сразу проводим подготовку к изучению падежей и приучаем детей изменять существительные по падежным вопросам:
кто-что, кого-чего, кому-чему, кем-чем, о ком-о чём.
А, ну да, тут же можно опять же сказать правду - всё слово без окончания является его основой (о том, что есть отдельные случаи, когда некоторые части слова исключаются из основы, пока упоминать нет смысла).
В общем, написать об этом дольше, чем объяснять :) попробуйте!
А если вам интересно побольше узнать о детях, изображенных на этой картине, то рассказ о них и их маме - художнице Зинаиде Серебряковой - читайте здесь: