Друзья!
Сегодня мы хотим представить Вам статью Владислава Харламова о сионизме. Автор расскажет, что такое сионизм, где и как он зародился, какие существуют течения и чьей же поддержкой смогли заручиться его последователи.
Приятного чтения!
Команда "Диалогов о Востоке" х Владислав Харламов
Сионизм – политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине – в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на основе которой это движение существует. Важной частью сионизма является культурное и нравственное возрождение еврейского народа, одним из проявлением чего можно назвать возрождение иврита в качестве разговорного языка евреев. Сионисты противостояли идеологически другим еврейским организациям – социалистической партии БУНД (которые требовали только автономии для евреев в составе других государств), и движению территориалистов (которые предлагали создать еврейское государство на любой территории – например в Южной Америке или Африке).
Идеология сионизма зародилась в XIX в., в то время когда по всей Европе зарождались и усиливались националистические движения народов, стремящихся к независимости и построению своего национального государства. Оборотной стороной освободительных движений европейских народов стала неприязнь к другим народам, в том числе и антисемитизм. При таком положении дел среди еврейского населения стали популярны идеи построения “еврейского национального очага”, национального дома для еврейского народа – еврейского национального государства.
Сионизм зародился в среде европейских евреев и развивался во многом ими. Сионистов Европы можно разделить на две группы – на западноевропейских и восточноевропейских. Западноевропейские евреи были более интегрированы в общество своих стран, менее подвергались антисемитским нападкам, множество из них придерживались довольно либеральных, неортодоксальных взглядов. Евреи же Восточной Европы (Российская Империя, Румыния) в своем большинстве подвергались дискриминации, нередким явлением в их жизни были антисемитские погромы, они были более ортодоксальными.
Соответственно, первые желали добиться воплощения в жизнь идей сионизма при помощи дипломатии, мягкой силы и политических действий, вторые же были более решительны и настойчивы и вопросах разработки практических решений, поддерживая идею заселения евреями Палестины и организации еврейской самообороны на местах.
Движение сионистов с самого начала не имело полной поддержки евреев. Множество авторитетных еврейских деятелей (банкирская династия Ротшильдов, предприниматель барон Морис де Гирш) поначалу критиковали лидеров сионизма, считали идеи противоречащими иудаизму. Однако среди евреев, особенно среди молодежи и студентов, было много и тех, кто поддержал и принял цели и установки сионистского движения. Сионистам сочувствовал также и ряд христианских протестантских организаций, которые считали, что возвращение евреев в Святую Землю приведет к исполнению религиозных пророчеств. В какой-то мере движению помогали даже европейские антисемиты, которые хотели выгнать евреев из своих стран, увидев в переселении евреев в Палестину шанс для реализации своих идей.
Со временем сионисты заручились поддержкой еврейских филантропов и крупных бизнесменов из США и Европы (в том числе и некоторые представители династии Ротшильдов), выделявших деньги на развитие еврейских поселений, а также ряда стран, которые поощряли еврейскую эмиграцию. Впоследствии создание “национального очага евреев” было поддержано Антантой и Великобританией после Первой Мировой Войны. В межвоенный период происходило интенсивное переселение евреев из Европы в Палестину, в том числе и из-за национализма в новых европейских странах (например в Польше), а также общего роста антисемитизма, апогеем которого стала деятельность нацистов в Германии, направленная на «окончательное решение еврейского вопроса». В результате прибытия всё новых и новых еврейских поселенцев обострялись конфликты с арабскими поселенцами. Так как Британия обладала мандатом на Палестину, то она должна была искать решение проблемы для двух народов, но она не смогла его найти, и передала решение палестинского вопроса в ООН, в результате был создан знаменитый план ООН по разделу Палестины на 2 государства в 1947 году. В 1948 году было провозглашено государство Израиль, сумевшее одолеть арабов в Войне за Независимость.
Говоря о различных течениях сионизма, стоит отметить, что внутри него существует несколько направлений, основные из которых –социалистический, ревизионистский и религиозный.
Социалистический сионизм возник в результате синтеза марксистских, социалистических идей с сионистскими идеями. Лидеры евреев в Палестине, а также первые лидеры государства Израиль в большинстве своем принадлежали к данному течению. Они выступали за построение социалистической экономики, государственный контроль в различных сферах жизни, социальную справедливость.
Ревизионистский сионизм – это более правое течение сионизма, характеризующийся национализмом, идеей построения рыночной экономики без сильного государственного контроля. Большое внимание ревизионисты уделяли развитию военного дела среди еврейских поселенцев, считали необходимым поддерживать вооруженную борьбу для достижения целей сионистов. Основным идеологом является Зеэв Жаботинский. Жаботинский был очень талантливым писателем и журналистом, не раз он писал в различных статьях критические замечания в адрес социалистов. Его идеи были довольно радикальными, за участие в арабо-еврейских столкновениях британские власти его арестовали и приговорили к длительному заключению, правда спустя год амнистировали.
Религиозный сионизм представляет собой сочетание идей сионизма и взглядов религиозных евреев. Религиозные сионисты выступают за более значимую роль религии в жизни Израиля и евреев, а также против светского характера государства, ряд религиозных сионистов считает, что евреи в борьбе за своё государство отдалились от иудаизма.
Сионизм в начале XX в. был единым движением, но к 30-м годам он стал раскалываться из-за усиления противоречий между социалистами и ревизионистами. Ревизионисты обвинялись в радикализме и фашизме, их нередко сравнивали с Муссолини и Гитлером. Социалисты же обвинялись в нерешительности, умеренности, критиковались их взгляды на экономику. Раскол между ревизионистами и социалистами подрывал единство еврейской общины в Палестине, имели место столкновения между представителями обеих сторон.
Социалисты доминировали на политической сцене Израиля до 80-х, после социалистические сионисты потеряли популярность. Нынешние представители левого крыла уже не являются социалистами в полном смысле этого слова из-за пересмотра взглядов рядом левых партий в Израиле. После 70-х власть в стране перехватили правые партии, которые являются представителями ревизионистских взглядов, одной из основных таких партий является Ликуд.
Религиозные сионисты в Израиле на данный момент набирают популярность, на последних выборах (где победила партия Ликуд, а главным оппонентом были левые и центристские партии – Еш-Атид, НДИ и др.) они добились большого успеха (3 партии религиозных сионистов заняли 32 мандата в парламенте (Кнессете) из 120 возможных, то есть чуть более четверти всех мест). Прежде всего, они выступают за ужесточение требований к репатриации (возвращение на историческую родину евреев других государств), уделяя особое внимание религиозной составляющей при репатриации, что вызывает определенный конфликт между религиозными сионистами и остальными, поскольку это может ограничить или сделать недоступной репатриацию для светских, нерелигиозных евреев.
Список литературы:
- Сакер Г. М. История Израиля. Том 1. – Книжники: Текст, 2011.
- Сакер Г. М. История Израиля. Том 2. – Книжники: Текст, 2011.
- Эпштейн А. Д. Израиль в эпоху" пост-сионизма": наука, идеология и политика. – Институт Ближнего Востока, 2006.
Автор статьи: Владислав Харламов
Редактор: Александр Сабанцев
#сионизм #Израиль #