Едва ли заключительную часть письменного экзамена по русскому языку в 9 и 11 кл. можно назвать сочинением. Уж столько про это сказано и написано, что я не буду оригинальной... 😉
Небольшой объём работы (от 70/150 слов), чёткое следование предложенному плану, использование (хоть это и не всем нравится) клише...
Иногда у ребят складывается ощущение, что есть в этом задании подвох: пересказывать опасно, сочинять...негде, слова в работе надо бы пересчитать, ибо мало - плохо, много - не для этого случая. 🤨
Я своим ученикам говорю примерно так: "Будем анализировать". А раз "анализировать", то и задание приобретает иные очертания.
Читая текст, думаем о том, как АВТОР изображает ту или иную ситуацию или героя, какую проблему ставит, на чём акцентирует наше внимание, какие художественные приёмы использует и т.д. Безусловно, сочинения в 9 и 11 классе отличаются и объёмом, и самой сутью поставленной задачи, но принцип один: анализируем текст.
Итак... Предлагаю составить список опорных слов для характеристики того, что "делает" в тесте автор.
Автор (писатель, классик, публицист, создатель текста) - это не бездушный некто, а человек, испытывающий разнообразные чувства, как и мы с вами. Стоит ли о них писать в сочинении? Да, если вы говорите о художественном приёме, который анализируете. Если видите прямую авторскую оценку изображаемому. Если говорите о позиции автора. Кстати, авторская позиция так или иначе всегда будет сопряжена с человеческими чувствами. Трудно не переживать или не удивляться, если тебя что-то очень сильно задело, например, или, что хуже, больно ранило.
Автор сочувствует, переживает, с горечью замечает, верит, благодарит, надеется, настаивает, с болью в сердце говорит о..., возражает, спорит, соглашается, критикует, с гордостью заявляет... Очевидно, что в текстах публицистического стиля автор является полноправным участником изображаемого (можно найти конкретное обозначение чувств пишущего). Художественный текст не даёт прямых указаний на мысли и чувства автора. Не стоит додумывать то, в чем вы не уверены.
Движение авторской мысли может быть обозначено разнообразными глаголами в вашем сочинении:
автор повествует, рассказывает, специально останавливается, акцентирует внимание, обращает внимание, демонстрирует, замечает, упоминает, объясняет, касается, затрагивает, рассматривает, выделяет, отмечает, подчёркивает, анализирует, неоднократно возвращается, задаётся вопросом, раскрывает, описывает, ссылается, указывает, допускает, освещает, предполагает, полагает, сопоставляет, сравнивает, соотносит, утверждает, уточняет, выделяет, использует в тексте, приводит примеры, цитирует, обобщает, приходит к выводу...
Частью работы могут стать речевые клише со словом автор:
• Над этим вопросом размышляет автор текста (ЕГЭ)
• Автор пытается найти ответ на поставленный вопрос (ЕГЭ)
• Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли (ЕГЭ)
• Автор раскрывает проблему, рассказывая о... (ЕГЭ)
• Исследуя проблемный вопрос, автор обращается к... (ЕГЭ)
• Автор не случайно описывает...
• Автор использует в тексте яркие эпитеты ... (примеры). Это позволяет ему...
• Автор подробно описывает..., чтобы...
• Этим примером автор показывает..., убеждая читателя в...
• Автор подводит читателя к следующему выводу: ...
• Автор искренне восхищён...
• Автор уверенно говорит о том, что..
• Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции
• Автор пытается понять, почему...
Выбирайте клише осознанно: не стоит использовать в работе те из них, которые звучат надуманно, искусственно и не соответствуют специфике вашей речи.