Найти тему
Кофе с Кандинским

Алтарь Демидова, шедевр итальянского искусства эпохи Возрождения

Пусть фамилия в названии не вводит вас в заблуждение, эта красота была создана в XV веке итальянским мастером Карло Кривелли и лишь недолгое время хранилась в коллекции русского князя.

Карло Кривелли. Алтарь Демидова. 1476. Национальная галерея, Лондон
Карло Кривелли. Алтарь Демидова. 1476. Национальная галерея, Лондон

В 1476 году мастер Карло Кривелли создал алтарь для церкви Сан-Доменико в Асколи-Пичено в итальянском регионе Марке. В 1724 году (по другим данным в 1776 году) этот великолепный поллиптих был разобран, и по частям продан. А в начале 19 века все части скупил русский князь Анатолий Демидов (1812-1870) и использовал алтарь по прямому назначению на своей вилле во Флоренции.

Демидов был оооочень богат, разбирался в искусстве, жил в основном в Европе, а вот в России бывал редко, но метко. Он всячески развивал горное дело, снаряжал разведывательные экспедиции, по его прямому указанию был исследован Донецкий каменноугольный бассейн и другие месторождения. Анатолий Демидов был женат на племяннице Наполеона Бонапарта (!), но что-то там у них не срослось. Вот его портрет работы Карла Брюллова:

Карл Брюллов. Портрет Анатолия Демидова. 1831. Палаццо Питти, Флоренция
Карл Брюллов. Портрет Анатолия Демидова. 1831. Палаццо Питти, Флоренция

Именно в честь этого владельца произведение Кривелли и названо "Алтарь Демидова". Однако еще в 1868 году, то есть при жизни Демидова, это произведение было куплено Лондонской Национальной галереей. Обрамление в готическом духе, как указывает сайт лондонской галереи, было сделано по заказу Демидова.

Нынешнее расположение святых может отличаться от оригинального, задуманного Кривелли. Дело в том, что поллиптих многократно разбирался и пересобирался владельцами, и как все выглядело изначально, сказать трудно. Но исследователи определили, что в центре над Богоматерью с младенцем раньше располагалась Пьета, которая сейчас находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Карло Кривелли. Пьета (Оплакивание). 1476. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Карло Кривелли. Пьета (Оплакивание). 1476. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В центре алтаря на троне изображена Богоматерь с младенцем. Карло Кривелли был мастером визуальных эффектов, посмотрите, как часть мафория (плаща) Марии свисает со ступенек, каким выпуклым кажется рельеф на этой же ступени, как выгибается ткань за спиной Богородицы...

Работы Карло Кривелли, как правило, легко опознать: он почти всегда снабжал изображения святых овощами и фруктами, причем писал их в натуральную величину. Такие жизненные детали имели символический смысл: например, огурец в сочетании с яблоком отсылает, вероятно, к грехопадению.

Доминиканский орден, заказавший этот алтарь, был безусловным приверженцем политики Папы римского. Поэтому рядом с Богородицей можно видеть Святого Петра. Образ Иоанна Крестителя напоминает о том, что спасение души возможно только после таинства крещения.

В работах Кривелли меня поражает детализация мельчайших деталей, золотой фон - не просто золотой, но богато орнаментированный, то же касается и нимбов и всех остальных деталей. Такая повышенная декоративность характерна для мастеров кватроченто, но у Кривелли она достигает наивысшей точки.

Голова Святого Доминика, основателя ордена, получилась несколько странной по форме - видимо, из-за капюшона. Лица всех святых отличаются друг от друга, кажутся почти портретными, фантазия художника безгранична. Кстати, облик Доминика списан с Констанцо ди Мео ди Серволо, возродившего доминиканский монастырь в Марке во второй половине 15 века и заказавшего эту работу Карло Кривелли.

А Святая Екатерина по традиции изображена с орудием своего мученичества - колесом. В этом изображении, вероятно, слиты атрибуты двух Екатерин: Александрийской, которая была подвергнута пыткам на колесе, и Сиенской, которой явился Святой Доминик (поэтому ее образ и был написан для доминиканского собора).

В верхнем ряду алтаря расположены полуфигуры Святого Франциска, основателя ордена францисканцев, видите рану на его груди? Согласно легенде, Франциск был первым святым, получившим стигматы. А рядом с ним апостол Андрей с крестом и книгой - очень выразительный образ мудрого старца.

А справа от готического балдахина фигуры Святого Стефана и Святого Фомы Аквинского. Первый изображен с атрибутами своего мученичества - он был забит камнями, а второй - со своими сочинениями и моделью церкви. Фома Аквинский был влиятельнейшим теологом и богословом Средневековья, а также членом ордена доминиканцев.

Когда я смотрю на эту работу Карло Кривелли, всегда пытаюсь представить себе, какое впечатление она должна была производить на современников: при колеблющемся свете свечей мерцание золотых фонов и одеяний должно было вдохновлять людей верить еще истовее и еще сильнее.