По моему учительскому опыту, указанная в заглавии тема вызывает у девятиклассников лишь зевоту и отторжение. Еще зубовный скрежет. Поделюсь идеей, как сделать тему интересной для большинства.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!
Для начала приведу свое планирование темы. Обычно делаю это в первой статье по теме, но в данном случае как-то Дарвином увлеклась и запамятовала)
Итак, на тему «Основы эволюционного учения» у меня идет 12 часов. Если столько часов нет (диагностики и прочая), некоторые темы объединяю. Совершенно спокойно можно объединить темы 1 и 2, а также 3 и 4, а еще 11 и 12. Три часа экономии — немало.
- История развития эволюционных представлений
- Ж.Б. Ламарк vsЧ. Дарвин – кто прав?
- Основные положения теории Дарвина
- Кругосветное путешествие Ч. Дарвина
- Вид, его структура и критерии
- Движущие силы эволюции
- Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания
- Результаты эволюции: видообразование
- Доказательства эволюции
- Направления эволюции
- Синтетическая теория эволюции
- Обобщение по теме "Эволюционное учение"
В самом начале урока делаю проверку знаний. Ученика послабее настойчиво уговариваю выйти к доске и заполнить схему. Почему послабее - для сильного это не задание, а унижение, а вот оболтус его выполнит и будет гордый ходить: справился!
Поскольку люблю изучать биологию в связке с историей, перед изучением нового материала акцентируем внимание на проблеме вида, как ее понимали основоположники теорий эволюции. Кстати, хороший повод спросить, кто они, когда жили и чего полезного сделали)
Для изучения первого раздела урока — структура вида — на нашем опорном конспекте присутствует большая область, которую мы берем за условный ареал, например, белки обыкновенной. Вводим термин ареал. Прошу учеников сообразить, в любой ли точке ареала можно встретить зверька. Сначала отвечают, что в любой. Рисую реку, участки леса, деревню, дороги. Ага, не в любой.
Еще лучше идет на рыбах. Здесь сразу соображают, что не в любой.
Потом обсуждаем, насколько легко белкам из одного лесного участка перебраться в другой лесной участок. Выявляем барьеры разной степени «серьезности», от проселочной дороги до большого города или горного массива. Добавляем наличие мутационного процесса и смотрим, где на нашем условном ареале белки с мутациями могут пробраться на другую территорию, а где нет.
Так приходим к идее, что вид разделен на популяции и эволюционирует, собственно, популяция, а не особь.
Для изучения второго раздела урока — критерии вида — задаю провокационный вопрос о лебедях (на слайде).
Ученики делают предположения (можно организовать работу в группах, так, чтобы каждая группа выдала на-гора свой список гипотез). Обсуждаем и соотносим эти предположения с названиями критериев.
Уверяю, что это гораздо ближе и понятнее для рядового девятиклассника, чем просто описывать критерии.
Для проверки усвоения использую задание в формате экзамена (на слайде выше). Буквы А, Б и В "размножаются". Это значит, что если зажать и тащить букву, то появится ее копия, которую вставляем в соответствующую ячейку. Солнышко перемещается влево и тянет за собой правильный ответ.
А знаете, что бесит учеников в подобных заданиях? Предлагайте варианты в комментариях. Через какое-то время обязательно отвечу)