Найти в Дзене
NPR.BY - Наш Портал

Конфликт в Украине: генезис. Часть 4 — экзистенциальная угроза со стороны Китая

Оглавление

Материал подготовил Олег Нестеренко,
Председатель Европейского Торгово-Промышленного Центра

Третий и последний из основных глубинных столпов событий в Украине: существенное ослабление позиций России в кадре будущего конфликта с Китаем, который будет являться четвертой великой долларовой войной.

Речь идет об ослаблении России, стратегического партнера Китая, как в экономической сфере, в которой обе страны имеют реальную взаимодополняемость, так и в политико-дипломатической и военно-технической сферах.

Но, несмотря на сохранение Китаем статуса кво в отношении российских действий в Украине, вследствие прямых угроз серьезных санкций, исходящих от коллективного Запада во главе с Соединенными Штатами, последние производят горькую констатацию фактов: китайско-российский союз остался непоколебим.

Как и в случае с конфронтацией в Украине и ранее упомянутых войн, важно отметить факты, свидетельствующие о том, что, с одной стороны, война Соединенных Штатов против Китая неизбежна, и, с другой стороны: реальные причины будущей войны вновь и во многом заключаются в стремлении КНР уклониться от нефтедолларовой системы - что является «классическим» и абсолютным casus belli с точки зрения Вашингтона.

Существует ряд фактов, ставящих американцев в необходимость действовать жестко, из которых можно назвать основные:

  • В 2012 году Китай инициировал закупки сырой нефти у Ирана, расплачиваясь в юанях. У Ирана, чьи нефтяные контракты уже с 2016 года деноминированы в евро, с отказом от американского доллара.
  • В 2015 году Китай запустил фьючерсы - фьючерсные контракты на нефть при Шанхайской фьючерсной бирже (Shanghai Futures Exchange), основной целью которых является осуществление сделок посредством свопов в юанях между Россией и Китаем и между Ираном и Китаем - что является новым стратегическим элементом китайской геополитики.
  • В 2017 году Китай с его импортом в 8,4 млн баррелей сырой нефти в сутки стал крупнейшим в мире импортером сырой нефти и, одновременно, подписал соглашение с ЦБ России, направленное на закупку российской нефти в китайской валюте.
  • В 2022 году, как мы видели ранее, КНР заключает соглашение с Саудовской Аравией о закупке нефти также в юанях.

И эти процессы, напомню, происходят параллельно с медленным, но прогрессивным избавлением от казначейских облигаций США, масса которых в Китае за последние 7 лет сократилась на ¼.

Анализ инициатив, предпринятых Поднебесной во внешнеэкономической политике последнего десятилетия, наглядно демонстрирует экспоненциально возрастающую угрозу жизнеспособности современной модели американской экономики. Только радикальные меры, предпринятые властями Соединенных Штатов против китайского противника, могут остановить или, по крайней мере, попытаться затормозить процесс расшатывания основ мировой экономики, выстроенной Америкой с момента окончания второй мировой войны.

В этой логике, вооруженное нападение Китая на Тайвань является абсолютной необходимым прецедентом для Соединенных Штатов Америки. Все будет сделано для того, чтобы данная китайская инициатива имела место.

-2

Тем не менее, будем реалистами: американское государство осознает, что в краткосрочной перспективе, в ближайшие годы, Китай не представляет собой большой опасности для их экономики, поскольку,

  • с одной стороны, интернационализация китайской валюты идет крайне медленным темпом: ее вес в мировых платежах составляет менее 4%, что ничтожно мало, учитывая вес китайского ВВП. То же самое относится и к доле юаня в мировых официальных резервах, которая остается очень низкой, менее 3% и имеет незначительную прогрессию;
  • с другой стороны, учитывая гигантские объемы казначейских облигаций США, накопленные центральным банком Китая, избавление от них займет значительное время.

Не говоря уже о том, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе рынки не представляют надежной альтернативы казначейским облигациям США с точки зрения ликвидности.

Экзистенциальная угроза

При этом американцы прекрасно осознают, что в долгосрочной перспективе развивающиеся процессы представляют реальную экзистенциальную угрозу и, учитывая опыт последних десятилетий, немыслимо, чтобы США не предприняли бы превентивных ударных мер против автора новой угрозы.

Многолетняя работа, проводимая Америкой в Украине, с целью установления в последней русофобского ультранационалистического политического режима и выработки вытекающих из последнего всех элементов, необходимых для становления России в ситуацию невозможности невступления в военные действия - является той же самой провокационной работой, проводимой Соединенными Штатами в Юго-Восточной Азии в отношении Тайваня, саботируя надежды на мирное воссоединение в рамках политики Пекина «Единого Китая». Вооруженное нападение Китая на Тайвань само по себе станет стратегическим ударом со стороны США.

Сценарий в целом аналогичен сценарию саботажа соглашений Минск-2, который был ключевым элементом, спровоцировавшим так называемую «неоправданной российскую агрессию».

Используя Тайвань в качестве инструмента, провокация «неоправданной агрессии» со стороны Китая будет иметь своей основной целью запуск массированных санкций со стороны коллективного Запада, с целью обвала экономики главного американского конкурента. Так же, как это произошло и с Украиной как инструментом, который уже потряс экономику второго по величине конкурента США - Евросоюза - лишив его промышленность поставок российских энергоресурсов.

Одним из ключевых элементов планируемых санкций явно не будет синхронизированная полномасштабная «контратака» трансатлантической коалиции, учитывая растущее ослабление позиций старой Европы, слишком измотанной украинским конфликтом и крайне зависимой от китайско-европейской экономических связей, но, вероятнее всего, будет иметь место энергетическая блокада Китая, возглавляемая непосредственно Соединенными Штатами, посредством перекрытия Малаккского пролива, от которого Китай зависит на 2/3 в плане импорта нефти и СПГ.

Посредством конфликта в Украине коллективные санкции Запада против России должны были сыграли ключевую роль в прогнозируемом крахе российской экономики, и, следственно, невозможности последней позволить себе значительную поддержку своего азиатского стратегического партнера в грядущем конфликте, посредством поставки Китаю энергии по суше под угрозой новых антироссийских санкций, которые страна с поставленной на колени экономикой вынести не сможет.

Первичный план, который должен был сработать против России за несколько месяцев, полностью провалился из-за ряда факторов, продемонстрированных первыми месяцами вооруженного конфликта в Украине. Вследствие чего американские действия были коренным образом пересмотрены и перебазированы на стратегию долгосрочного истощения.

Война США против Китая, это уже завтра?

Находясь сегодня в активной фазе противостояния против энергетической, военной и продовольственной «тыловой базы» Китая, которой является Россия, ключевые действия против Китая должны быть инициированы в краткосрочной, либо среднесрочной перспективе - прежде чем русские оправятся от ожидаемого ослабления, вызванного СВО.

Однако, даже не принимая во внимание непредвиденный элемент сохранения устойчивости российской экономики к санкционному шоку и несмотря на воинственную риторику Вашингтона о концентрации усилий для ведения боевых действий одновременно на два фронта: против России и Китая - анализ оборонного планирования США демонстрирует практическую невозможность последнего по структурным причинам.

В 2015 году Пентагон пересмотрел свою доктрину о способности вести одновременно две большие войны, которая доминировала в годы холодной войны и вплоть до указанного года, в пользу концентрации средств с целью обеспечения своей победы в одном крупном конфликте.

Более того, с начала вооруженного столкновения в Украине США вложили более 20 миллиардов долларов в ее поддержание и отправили в Европу 20 тысяч солдат в дополнение к контингенту, который уже присутствовал на старом континенте. Тогда как, что касается поддержки Тайваня против Китая, сенаторы США только обсуждают помощь в размере до 10 миллиардов долларов в течение последующих 5 лет. То есть помощь в 2 раза меньше той, которую Украина получила за первые 8 месяцев вооруженного столкновения.

По данным причинам крайне маловероятно, что начало вооруженного конфликта в Азиатско-Тихоокеанском регионе с американской стороны произойдет до полного прекращения военной операции в Украине. Разве что инициативу проявит Китай, осознавая пунктуальное военное ослабление соперника.

Между тем, учитывая китайско-российскую синергию, отраженную в китайской формуле «партнерство с Россией не имеет границ», желание, обусловленное необходимостью «нейтрализовать» Россию перед войной с Китаем является неотъемлемой частью новой доктрины, доминирующей в вооруженных силах США последних лет.

Читайте также:

Конфликт в Украине: генезис. Часть 1 - глубинные причины конфликта
Конфликт в Украине: генезис. Часть 2 — попытка США удержать мировое господство
Конфликт в Украине: генезис. Часть 3 - подавление Евросоюза