Найти в Дзене
Будни инженера

Незавершённое производство простыми словами

Когда-то я работал на машиностроительном заводе начальником ИТ-отдела и ведущим инженером-программистом. Я разрабатывал с нуля на основе 1С7.7 конфигурацию управления производством. При этом мне волей-неволей приходилось вникать в тонкости машиностроения вообще и производства в частности. И некоторые вещи мне давались достаточно сложно. Одной из таких вещей было незавершённое производство.

Поначалу я вообще не знал, что это такое. Потом узнал, но легче не стало. Если простыми словами, то

Незавершённое производство - это сырьё и материалы, которые уже ушли со склада в производство, но не ещё не вышли оттуда в виде готовой продукции.

Эту хрень очень сложно учитывать, и это даёт нехорошим людям возможности для воровства. Учёт осложняется тем, что:

  • Например, мы списали со склада 1 тонну железа. Из этой тонны по нормам должно получиться 900 кг готовой продукции и 100 кг отходов. В теории всё прекрасно.
  • Однако эта тонна железа может зависнуть в цехе на неопределённое время. Например, из-за поломки оборудования или забастовки рабочих. И мы должны как-то учитывать её. Но сложность в том, что до тех пор, пока мы не получим готовую продукцию, мы не узнаем, сколько железа ушло в брак, а сколько украли.
  • Сложность ещё в том, что это процесс непрерывный. То есть сегодня мы отправили в цех 1 тонну металла, завтра - ещё одну. И так далее. Но как мы узнаем, из какой партии (из первой или второй тонны) в брак ушло, например, 50 кг? И из какой тонны сделана деталь А, а из какой - деталь Б? Особенно если детали разные. И сколько железа в незавершённом производстве, и его надо учитывать, а сколько уже прое… (потеряли), и его учитывать уже не надо.

В итоге мы можем делать какие-то выводы о количестве брака и хищениях только через какой-то продолжительный период, в который умещается весь производственный цикл - от списания сырья со склада материалов до по поступления деталей на склад готовой продукции.

Однако это ещё не все неприятности. Обычно детали из цеха не поступают на склад. Они поступают на следующий производственный участок - туда, где из этих деталей собирают узлы. А потом из этих узлов собирают готовое изделие. И только потом это изделие попадает на склад. А в машиностроении процесс преобразования сырья в готовую продукцию может занимать недели, месяцы, и даже годы (ну это уже обычно не в машиностроении, а, например, в судостроении).

И все эти месяцы сырьё болтается в незавершённом производстве. Вы не можете его увидеть и пощупать. Оно в данный момент времени может крутиться на токарном станке или лежать в гальванической ванне.

И на каждом из этих технологических этапов сырьё может потеряться, попасть в брак или быть украденным. И концов потом не найти, потому что организовать учёт на промежуточных этапах крайне сложно, особенно если изначально технология не была заточена под такой учёт.

В итоге мы думаем, что у нас есть активы (материальные ресурсы в виде сырья. которые должны превратиться в готовую продукцию и принести нам деньги), а на самом деле это уже пассивы (потерянные деньги в виде брака и воровства). И никто не назовёт вам точные цифры. И даже приблизительные назвать очень сложно.

Так что во многих случаях, особенно в мелких компаниях, учёт в незавершённом производстве не ведётся вообще. И так, например, у мастеров-мебельщиков появляются “остатки”, из которых они потом делают мебель себе и своим знакомым. У токарей тоже появляются остатки, которые они потом сдают в чермет.

Ну а у начальников цехов этих остатков может хватить уже на новый автомобиль. Например, на заводе, где я работал, были целые воровские бригады, возглавляемые некоторыми руководителями. Из “неучтёнки” они собирали целые узлы и продавали их.

Самое забавное, что я об этом знал, а служба безопасности - нет. Хотя, думаю, что таки да ))) Так и живём…

На этом всё. Подписывайтесь на канал или подключайтесь к группе, чтобы ничего не пропустить…