⠀
В чём разница?
И как объединить одно с другим, чтобы выбрать по-настоящему СВОЮ профессию?
Когда мы требуем от наших подростков выбрать профессию, нам - родителям - нужно понимать:
- В какой ВУЗ он будет поступать?
- что будет значится в графе диплома "полученная специальность"?
- Какие предметы нужно будет сдавать на ЕГЭ для набора необходимых баллов при поступлении? ⠀
- Но главное в том, что подросток должен понимать, ЧТО он выбирает и КАК он будет себя чувствовать в этой профессии.
Выбор профессии - это как огранка алмаза.
Когда мы проходим корректно этап самоопределения, приходит понимание, какие грани нашей души, наших способностей, нашего поведения и привычек лежат в основе индивидуальной огранки.
И тогда, отшлифованные до алмазного блеска путем профориентации и карьерного развития они позволят каждому сиять как профессиональный бриллиант.
Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и, в лучшем случае, — разговора со школьными педагогами и психологом. Также помогают и родители, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.
Профориентация предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты, профлагеря или специальные задания, которые курируют психологи и тренеры. Но единого взгляда на процесс профориентации нет.
Самоопределение качественно отличается от всем известного Профориентирования. На курсах Нешколы "Создатели" подростка не ориентируют на какую-либо профессию, он выбирает свою карьеру сам!
Когда мы в #НеШколаСоздатели говорим о самоопределении, мы приглашаем ребят ОСОЗНАННО делать выбор на 6 уровнях.
Эти уровни сопоставимы с огранкой алмазного сырца - не менее 6 различных наклонов и углов огранки со всех сторон.
1. На уровне материального достатка. Осознанное отношение к окружению и среде.
Думая о своей будущей профессии, осознаёт ли ваш подросток, как в своём выборе он будет реализовывать свои материальные потребности и привычки. Именно этот аспект является ключевым для нас взрослых, но недооценивается подростками - опыта не хватает.
2. Мы выбираем на уровне действий
что я люблю делать и как, на кого или на что будут направлены мои действия. И здесь у многих подростков уже сформированы видение и предпочтения.
Важно, чтоб его осознание себя на уровне действий было как предпочтение, а не как отрицание.
3. Мы выбираем на уровне навыков и компетенций: что мне на самом деле интересно и занимает меня?
Какие навыки отработаны подросткам до совершенства, а какие даются ему с большим трудом и нежеланием.
4. Мы выбираем на уровне личности .
Какие черты характера делают меня конкурентноспособным (выделяют среди других сверстников), а какие слабо развиты.
И очень важно на этом этапе понимать, что в своей будущей профессии он опирается на навыки и компетенции, которые создают ему преимущества, а не сложности.
5. Мы выбираем на уровне особенностей, мышления и талантов.
Ведь каждый человек индивидуален таким, какой он есть. И он может использовать свои истинные таланты и особенности мышления, ведь для разной карьеры нужны разные способности и индивидуальности интеллекта.⠀
6. Мы выбираем на уровне профессиональных ценностей.
Кому-то ценно учить, а кому-то спасать мир.
Кому-то ценно контролировать и следить за справедливостью, а кому-то - управлять или создавать неизведанное.
Выстраивая лестницу выбора наши дети самоопределяются. И идут к пониманию своего предназначения.
Проходя огранку своих личностных индивидуальностей опытом своих профессиональных выборов и ошибок, чтобы помочь им пройти этот путь осознанно и легко.
Если ты хочешь проверить осознанность выбора своего Создателя, задай ему 12 вопросов, которые мы приготовили для тебя: