1941-1945 годы
Советско-германский фронт
На советско-германском фронте и оккупированной советской территории в разное время действовали соединение особого назначения «Бранденбург-800» и батальон «Бергман», сформированные абвером.
Подразделения «Бранденбург-800» комплектовались из немцев, владеющих иностранными языками, и немцев, проживающих в оккупированных Германией странах, уголовников и военнослужащих Красной Армии, перешедших на сторону немцев. Переодетые в форму советских военнослужащих или в гражданской одежде участники этих подразделений по заданию абвера проникали через линию фронта и осуществляли в тылу частей Красной Армии диверсии, террористические акты, захватывали важные объекты и удерживали их до подхода немецких войск, организовывали банды, вели борьбу с партизанами. При отступлении немецких захватчиков они разрушали коммуникации и военные объекты, сжигали населенные пункты и угоняли мирное население.
Батальон «Бергман» («Горец») был сформирован из военнопленных различных национальностей, в основном Закавказских республик, а также добровольцев из немцев и предназначен для подрывной деятельности на Кавказе*.
«Бергман» перебрасывал в тыл советских войск диверсионные группы с заданием разрушать коммуникации и создавать среди населения панику, склонять советских военнослужащих к переходу на сторону противника, проводить карательные операции, охранять коммуникации на захваченной гитлеровцами территории. Командный состав батальона вербовал агентов из антисоветски настроенных местных жителей оккупированных районов Северного Кавказа, готовил из них бургомистров и старшин для назначения в эти районы, агентурную сеть в захваченных немцами районах, формировали разведывательно-диверсионные группы, банды, антисоветские организации и т. п. Отступая, эти органы оставляли на освобожденной Красной Армией территории агентов, диверсантов с заданиями вести подрывную деятельность.
Когда военные действия были перенесены за пределы Советского Союза в страны Восточной Европы, многие из упомянутых вражеских органов и подразделений продолжали с такой же активностью вести подрывную деятельность против советских войск на территории этих стран. Наряду с агентами из советских военнопленных они широко использовали агентов из местного населения, главным образом из членов различных фашистских партий и организаций, таких, как «Железная гвардия» (Румыния), «Нилош Керестеш», «Ковач Бела» (Венгрия) и др.
Большую активность гитлеровские разведывательные, контрразведывательные диверсионные органы проявили при подготовке сил и средств для подрывной деятельности в тылу наступающей Красной Армии, когда стало ясно, что немецкая армия потерпит крах и советские войска вступят на территорию Германии. Они готовили специальных агентов, формировали различные диверсионные и террористические отряды и группы из членов нациистской партии и других реакционных элементов, главным образом выходцев из буржуазии и зажиточных слоев населения, военнослужащих войск СС, СА, «фолькештурма», участников гитлеровских молодежных организаций и других. Для маскировки агентов и военнослужащих гитлеровцы прибегали к различным способам: агентов, например, выдавали за антифашистов, политических заключённых, узников концлагерей, мирно настроенных немецких граждан; военнослужащих переодевали в гражданскую одежду. Для отрядов и групп устраивали укрытия в лесах, горах и населённых пунктах.
О характере подготовки сил и средств для подрывной деятельности в тылу советских войск могут дать некоторое представление следующие примеры.
Абвегруппа 112**, передислоцировавшаяся в район Кёнигсберга, продолжала активную подрывную деятельность и только за три месяца (с ноября 1944 по январь 1945 года) перебросила в тыл наступающей Красной Армии около 130 агентов.
Абвергруппа 114 при отступлений немецких войск оставила на Северном Кавказе резидентуры, снабженные портативными приемо-передающими радиостанциями, морская разведывательная абверкоманда (условно НБО) свела часть своих агентов в резидентуры и оставила их для подрывной деятельности в освобождённом Красной Армией Крыму. Некоторым агентам она дала задание внедряться в органы советской разведки и, получив определённые данные, добиваться переброски в тыл немецких войск.
Из сотрудников и агентов действовавшей на Украине абвергруппы 102 при расформировании в апреле 1945 года были созданы разведывательные группы для работы в тылу Красной Армии.
* Вообще говоря, северокавказские легионы вермахта составляли достаточно серьёзную силу: численность одного только Бергмана была 1200 человек спецназа. Т.е. серьёзных, умелых и закалённых бойцов. В грузинский легион входило около 30 000 человек, армянский – до 18 000 человек, азербайджанский – около 40 000 человек. В сумме – почти 90 000 человек из северокавказских республик, воевавших в составе регулярной армии на стороне немецких войск. Это совсем не маленькая цифра, как может показаться на первый взгляд. И эта цифра принесла весьма ощутимые проблемы нашей стране.
** Абвергруппа-112
АГ-112 действовала при 18-й немецкой армии. Ее последовательно возглавляли: обер-лейте-нант фон Клейст, лейтенант Рудин Борис, капитаны Херцберг, Гопп, Шотт, обер-лейтенант Ройс и лейтенант Шмидт.
Группа действовала против войск Ленинградского, Волховского и 3-го Прибалтийского фронтов.
(Источник: Грачёв)