Если говорить об одном из самых уникальных военных аэродромов времен Второй мировой, то это, без сомнения, был немецкий "Нойтиф" - почти идеальная и уж точно уникальная авиабаза. Вот об этом примечательном объекте и его особенностях я и расскажу сегодня.
Ближе к середине 30-х годов едва ли не по всей Германии началось масштабное строительство военных объектов самого разного назначения, был в их числе и военный аэродром "Нойтиф". Изначально строить его начали рядом с одной из крупнейших военно-морских баз - на Пиллау. Однако инженеры ошиблись, и на какой-то стадии строительства грунт под аэродромом поплыл - проект пришлось перенести. Новым местом выбрали очень живописную косу на побережье Балтийского моря, которая в те времена еще носила название Фрише-Нерунг (после войны перешла к СССР и стала называться Балтийской косой).
Новое место строительства сильно удорожало проект, так как доставка материалов на косу была связана с определенными логистическим трудностями. Тем не менее, в 34-м году строительство началось, и небольшая рыбацкая деревушка Нойтиф, которая была расположена по близости и дала свое имя аэродрому, очень быстро превратилась в настоящий военный городок. Спустя 5 лет, когда строительство аэродрома завершилось, именно тут жили летчики Люфтваффе, технический и обслуживающий персонал авиабазы. В Нойтифе были выстроены комфортабельные казармы, проложены отличные дороги, возведены здания для досуга (казино, например). Кроме того, немцы отремонтировали старые заброшенные форты, стоявшие на косе с 19 века - таким образом на авиабазе появилась даже собственная крепость, защищающая пролив. В 39-м году аэродром был сдан армии.
Итак, что представлял собой "Нойтиф?" Это был аэродром с двумя расположенными крест на крест взлетными полосами - то есть самолеты могли взлетать при любом ветре, что очень важно, так как на косе, окруженной водой, ветра дуют постоянно. Обе полосы имели подогрев, так что ни снег, ни лед неудобств не доставляли. Неподалеку от полос, на самом берегу, была оборудована стоянка для гидросамолетов. И здесь особый интерес вызывает одна уникальная вещь. Дело в том, что для удобства посадки гидросамолетов немцы пустили по дну специальные коммуникации, которые в темное время суток ярко светились под водой, ясно показывая летчикам путь в стояночные ангары. Днем же, когда от подсветки толку было мало, вместо этого со дна поднимались пузырики, по которым летчики и сориентировались. Надо, пожалуй, упомянуть и о стояночных ангарах - они имели разный размер и делались из стали или железобетона, но самые большие из них в высоту достигали 15 метров. В общем, как говорили потом некоторые видные деятели Германии, "Нойтиф" - это лучшее гнездо для германских асов.
Но кто бы мог подумать, что этот самый современный, самый уникальный на тот момент военный аэродром не сыграет практически никакой значимой роли во Второй мировой войне...С него, конечно, вылетали немецкие самолеты во время вторжения в Норвегию, да и группу армий "Север" в ходе немецкого наступления на Прибалтику в 41-м году машины отсюда поддерживали, а потом...все. Так и простоял этот аэродром практически без дела до самого 45-го года.
В 45-м году, когда РККА начала наступать на Кенигсберг, сюда, на аэродром "Нойхоф", была переброшена легендарная немецкая эскадра "Мельдрес". Но, разумеется, сделать летчики уже ничего не могли, и на ход сражений за Кенигсберг никак не повлияли. Но повлиять они и не могли, так как на тот момент на "Нойтифе" у немцев было всего 200 самолетов, а советская авиация на том направлении располагала 6 тысячами машин. Аэродром постоянно подвергался налетам советской авиации, а успехи РККА на суше позволили организовать обстрел "Нойтифа" еще и артиллерией, причем прямой наводкой. К концу апреля 45-го года последнее сопротивление здесь было сломлено, и РККА заняла аэродром. В принципе он был в довольно приличном состоянии, поэтому был проведен поверхностный ремонт, и аэродром до самого конца войны использовался уже советской стороной. Правда всякие подогревы и подсветки чинить не стали - может не хватило кадров, материалов, опыта, а может просто надобности не было.
После завершения Великой Отечественной войны аэродром "Нойтиф" стал называться "Коса". Здесь в разное время базировались некоторые советские эскадрильи самолетов Балтийского флота. Машины с авиабазы приняли участие во множестве военных учений и даже поучаствовали в нескольких спасательных операциях.
Конец базе пришел, естественно, в 90-х годах - все части расформировали, самолеты отправили в утиль (спасли лишь один, который сегодня является музейным экспонатом в Калининграде). Без надзора все ангары, казармы и прочее просто развалилось. Потом оставшееся добро попало в руки к частникам, которые принялись сносить часть полуразвалившихся строений, в 2014 году вдруг начались разговоры о выкупе косы для нужд Министерства обороны и и восстановлении авиабазы, но все это закончилось лишь разговорами.
Между тем в Таллине есть подобный военный объект, из которого эстонцы сделали музейный комплекс, пользующийся просто бешеной популярностью у туристов. Казалось бы, почему не сделать подобное и у нас на этой косе? Ну правда, я уверен, нашлись бы люди, которые заинтересовались бы одним из самых уникальных военных аэродромов времен Второй мировой...но нет, никому ничего не надо.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.