Фильм "Москва слезам не верит", впервые показанный в конце 1979 года, понравился и советским зрителям, и американским киноакадемикам, получил и премию "Оскар", и Государственную премию СССР.
Однако его путь к успеху вовсе не был простым. Не все актеры согласились сниматься, а сценарий поначалу не нравился даже самому режиссеру Владимиру Меньшову, о котором мы рассказывали раньше.
Как появился сценарий
В основу фильма положен сценарий "Дважды солгавшая", написанный Валентином Черных за 19 дней для конкурса фильмов о Москве и получивший там третье место. Кстати, до этого по его сценариям были сняты картины "Человек на своем месте" и "Собственное мнение", главные роли в которых исполнил Владимир Меньшов.
"Дважды солгавшая", несмотря на приз, режиссеров не заинтересовала. Меньшов поначалу тоже хотел отказаться от сценария, который казался ему чересчур мелодраматичным. Однако режиссера привлек один сюжетный ход - момент, когда героиня заводит будильник, ложится спать, а просыпается через двадцать лет.
"Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц", - вспоминал он.
Взявшись за доработку сценария, Меньшов с согласия Черных сделал более 40 поправок и дополнений. Так, к примеру, возникла сцена с Иннокентием Смоктуновским, который "поздновато начинает" актерскую карьеру, появилась история с хоккеистом Гуриным, который влюбился в героиню Ирины Муравьевой.
Как выбирали актеров
Актерский ансамбль подбирали долго. Роль Катерины Меньшов предлагал Ирине Купченко, Маргарите Тереховой и Анастасии Вертинской, но все они отказались. В итоге режиссер решил снимать свою жену Веру Алентову, хотя и ей сценарий не особенно нравился.
Сыграть Людмилу согласилась Ирина Муравьева, однако после просмотра яркая, веселая и неунывающая подруга главной героини, по признанию актрисы, в собственном исполнении показалась ей вульгарной и грубой. На роль Антонины, от которой отказалась Галина Польских, пробовалась Нина Русланова, но в итоге утвердили Раису Рязанову.
На роль Гоши Меньшов планировал пригласить Олега Ефремова, Виталия Соломина или Вячеслава Тихонова, но случайно увидел по телевизору старый фильм "Дорогой мой человек" с Алексеем Баталовым.
"Меня осенило - вот же Гоша! Баталов, к счастью, согласился и попал "в десятку"", - рассказывал режиссер.
Роль Александры, дочери главной героини, предназначалась Наталье Вавиловой, которая снималась в "Розыгрыше", первом фильме Меньшова. Однако ее родители были категорически против новых съемок. Сотрудники МИДа, они и дочери прочили карьеру дипломата. Уладил ситуацию Баталов, приехавший домой к Наталье, - отказать всенародно любимому артисту ее родители не смогли.
Где снимали
Одной из героинь фильма оказалась и сама Москва, которая "не сразу строилась" и "видала всякое". Съемочными площадками стали станция метро "Новослободская", где Людмила знакомится с хоккеистом Гуриным, сталинская высотка на Кудринской площади (которая в советские времена была площадью Восстания), в которой некоторое время живут Катерина и Людмила, Гоголевский бульвар, где у главной героини происходят две встречи с ее возлюбленным, оператором из "Останкино", и другие хорошо узнаваемые места Москвы.
Производственные эпизоды снимали в цехах ПО "Химволокно" в подмосковном Клину.
Как принимали картину на "Мосфильме"
Члены худсовета "Мосфильма", принимая "Москву…", высказывались довольно уклончиво. На этом фоне неожиданной оказалась реакция гендиректора киностудии Николая Сизова. "А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!" - заявил он.
Однако, как вспоминал Меньшов, в приватном разговоре с ним Сизов попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты, ссылаясь на возможное недовольство члена Политбюро ЦК КПСС Виктора Гришина. Режиссер ничего сокращать не стал, и ленту, как это было принято в те годы, отправили для просмотра высшему руководству страны. Когда Меньшов поинтересовался у Сизова, "как там Гришин, директор "Мосфильма" махнул рукой: "Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!""
Так генсек в очередной раз решил судьбу фильма, у которого могли возникнуть проблемы с выходом на экран. Это уже было, к примеру, с "Кавказской пленницей" и "Белым солнцем пустыни".
"Оскар" и Государственная премия
Впервые фильм был показан в конце 1979 года и получил весьма прохладные отзывы. Кинематографисты и критики сочли "Москву…" упаднической и непритязательной мелодрамой, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Огромный кассовый успех и премия "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" стали для них полной неожиданностью. Не следует забывать, что в то время Меньшов являлся начинающим режиссером, на счету которого была только одна картина "Розыгрыш", правда, отмеченная Государственной премией РСФСР.
В поездке на церемонию вручения премии Американской киноакадемии режиссеру отказали. Председатель Госкино СССР Филипп Ермаш заявил ему: "Ты знаешь, кто там еще претендует? Куросава, Трюффо, Арминьян, Сабо. Что тебе там делать? Тратить деньги на дорогу мы не будем". Поэтому в зале Dorothy Chandler Pavilion в Лос-Анджелесе 31 марта 1981 года никого из создателей "Москвы…" не было, и на сцене статуэтку из рук юной Брук Шилдс получил атташе по культуре советского посольства в США Анатолий Дюжев.
Сам Меньшов поздравления сначала принял за розыгрыш, тем более что все происходило утром 1 апреля, но вечером информация официально подтвердилась в программе "Время". В том же году фильм был отмечен Государственной премией СССР. А своего "Оскара" Меньшов получил много позже - на первой церемонии вручения кинопремии "Ника" в декабре 1988 года. Причем предполагалось, что он только подержит статуэтку, а потом вернет ее, но режиссер расставаться с наградой не захотел.
Лола Мусаева