Найти тему
Вестник Кавказа

"Не сразу все устроилось": как снимали фильм "Москва слезам не верит"

Оглавление
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм "Москва слезам не верит", впервые показанный в конце 1979 года, понравился и советским зрителям, и американским киноакадемикам, получил и премию "Оскар", и Государственную премию СССР.

Однако его путь к успеху вовсе не был простым. Не все актеры согласились сниматься, а сценарий поначалу не нравился даже самому режиссеру Владимиру Меньшову, о котором мы рассказывали раньше.

Как появился сценарий

В основу фильма положен сценарий "Дважды солгавшая", написанный Валентином Черных за 19 дней для конкурса фильмов о Москве и получивший там третье место. Кстати, до этого по его сценариям были сняты картины "Человек на своем месте" и "Собственное мнение", главные роли в которых исполнил Владимир Меньшов.

"Дважды солгавшая", несмотря на приз, режиссеров не заинтересовала. Меньшов поначалу тоже хотел отказаться от сценария, который казался ему чересчур мелодраматичным. Однако режиссера привлек один сюжетный ход - момент, когда героиня заводит будильник, ложится спать, а просыпается через двадцать лет.

"Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц", - вспоминал он.
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Взявшись за доработку сценария, Меньшов с согласия Черных сделал более 40 поправок и дополнений. Так, к примеру, возникла сцена с Иннокентием Смоктуновским, который "поздновато начинает" актерскую карьеру, появилась история с хоккеистом Гуриным, который влюбился в героиню Ирины Муравьевой.

Как выбирали актеров

Актерский ансамбль подбирали долго. Роль Катерины Меньшов предлагал Ирине Купченко, Маргарите Тереховой и Анастасии Вертинской, но все они отказались. В итоге режиссер решил снимать свою жену Веру Алентову, хотя и ей сценарий не особенно нравился.

Сыграть Людмилу согласилась Ирина Муравьева, однако после просмотра яркая, веселая и неунывающая подруга главной героини, по признанию актрисы, в собственном исполнении показалась ей вульгарной и грубой. На роль Антонины, от которой отказалась Галина Польских, пробовалась Нина Русланова, но в итоге утвердили Раису Рязанову.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На роль Гоши Меньшов планировал пригласить Олега Ефремова, Виталия Соломина или Вячеслава Тихонова, но случайно увидел по телевизору старый фильм "Дорогой мой человек" с Алексеем Баталовым.

"Меня осенило - вот же Гоша! Баталов, к счастью, согласился и попал "в десятку"", - рассказывал режиссер.

Роль Александры, дочери главной героини, предназначалась Наталье Вавиловой, которая снималась в "Розыгрыше", первом фильме Меньшова. Однако ее родители были категорически против новых съемок. Сотрудники МИДа, они и дочери прочили карьеру дипломата. Уладил ситуацию Баталов, приехавший домой к Наталье, - отказать всенародно любимому артисту ее родители не смогли.

Где снимали

Одной из героинь фильма оказалась и сама Москва, которая "не сразу строилась" и "видала всякое". Съемочными площадками стали станция метро "Новослободская", где Людмила знакомится с хоккеистом Гуриным, сталинская высотка на Кудринской площади (которая в советские времена была площадью Восстания), в которой некоторое время живут Катерина и Людмила, Гоголевский бульвар, где у главной героини происходят две встречи с ее возлюбленным, оператором из "Останкино", и другие хорошо узнаваемые места Москвы.

Производственные эпизоды снимали в цехах ПО "Химволокно" в подмосковном Клину.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Как принимали картину на "Мосфильме"

Члены худсовета "Мосфильма", принимая "Москву…", высказывались довольно уклончиво. На этом фоне неожиданной оказалась реакция гендиректора киностудии Николая Сизова. "А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!" - заявил он.

Однако, как вспоминал Меньшов, в приватном разговоре с ним Сизов попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты, ссылаясь на возможное недовольство члена Политбюро ЦК КПСС Виктора Гришина. Режиссер ничего сокращать не стал, и ленту, как это было принято в те годы, отправили для просмотра высшему руководству страны. Когда Меньшов поинтересовался у Сизова, "как там Гришин, директор "Мосфильма" махнул рукой: "Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!""

Так генсек в очередной раз решил судьбу фильма, у которого могли возникнуть проблемы с выходом на экран. Это уже было, к примеру, с "Кавказской пленницей" и "Белым солнцем пустыни".

-5

"Оскар" и Государственная премия

Впервые фильм был показан в конце 1979 года и получил весьма прохладные отзывы. Кинематографисты и критики сочли "Москву…" упаднической и непритязательной мелодрамой, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Огромный кассовый успех и премия "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" стали для них полной неожиданностью. Не следует забывать, что в то время Меньшов являлся начинающим режиссером, на счету которого была только одна картина "Розыгрыш", правда, отмеченная Государственной премией РСФСР.

В поездке на церемонию вручения премии Американской киноакадемии режиссеру отказали. Председатель Госкино СССР Филипп Ермаш заявил ему: "Ты знаешь, кто там еще претендует? Куросава, Трюффо, Арминьян, Сабо. Что тебе там делать? Тратить деньги на дорогу мы не будем". Поэтому в зале Dorothy Chandler Pavilion в Лос-Анджелесе 31 марта 1981 года никого из создателей "Москвы…" не было, и на сцене статуэтку из рук юной Брук Шилдс получил атташе по культуре советского посольства в США Анатолий Дюжев.

Сам Меньшов поздравления сначала принял за розыгрыш, тем более что все происходило утром 1 апреля, но вечером информация официально подтвердилась в программе "Время". В том же году фильм был отмечен Государственной премией СССР. А своего "Оскара" Меньшов получил много позже - на первой церемонии вручения кинопремии "Ника" в декабре 1988 года. Причем предполагалось, что он только подержит статуэтку, а потом вернет ее, но режиссер расставаться с наградой не захотел.

Лола Мусаева