Кальцит минерал, можно сказать, сквозного генезиса. Под этим подразумевается, что он способен формироваться в результате самых различных геологических процессов. Изначально исландский шпат был найден в пустотах магматических излившихся пород - базальтов. У нас же на Донбассе его можно назвать "живым минералом". Почему живым? А все очень просто, осадочный чехол нашего края формировался в условиях теплых тропических и субтропических морей. Коралловые рифы и обломки панцирей всевозможных моллюсков создавали мощнейшие отложения известняков на юге региона, в районе описанных ранее Докучаевска и Новотроицкого. Это было во времена, называемыми геологами нижним карбоном 360-330 миллионов лет назад. Примерно тоже самое наблюдаем и на севере нашего региона, правда здесь уже отложения более поздние, это известняки нижней части пермского периода возрастом 290-280 миллионов лет. А вот в центральной части всё было несколько иначе. В среднем и верхнем карбоне 320-300 миллионов лет назад море то отходило, то подступало вновь. Суша была покрыта обильными лесами, росшими в мелководной лагуне, эти леса превратились в знаменитый донецкий каменный уголь. В то время, когда море отступало накапливались терригенные осадки - глинистые сланцы, песчаники, а когда море вновь возвращалась откладывались известняки и так многое количество раз. А затем в ходе уже иных геологических процессов в известняках образовывались прекрасные кристаллы кальцита. Так бывший коралл или панцирь моллюска нашли новое воплощение.
Сказать что я был сильно удивлён, когда узнал что у нас в Донбассе есть кальцитовые геликтиты - ничего не сказать. Не менее удивительно и то, что я не нашёл ни единого описания этой морфологической разности минерала в пределах нашего региона. Удивительно так же и то, что до сих пор нет единого мнения по поводу образования геликтитов. Их относят к агрегатам пещерного типа и соседствуют они, надо сказать далеко не всегда, с более традиционными для карстовых образований сталактитами и сталагмитами. Однако ж у нас как таковых пещер нет, и геликтиты растут в вертикальных трещинах-разломах в толще известняков. С такими образованиями мне довелось сталкиваться как минимум в двух местах - в районе Белой Калитвы (Ростовская область) и в районе города Зоринск в Луганских землях.
Белая Калитва, старый заброшенный карьер. Среди пластов известняка иногда попадают жилы достаточно эстетичного кальцитового оникса красивых желтых оттенков, однако меня гораздо сильнее заинтересовали щели в которых произрастают всевозможные карстовые агрегаты.
Всё это как-то жутко нарушает представление о гравитации.
Работать в такой щели весьма непросто, не в каждую из них возможно просунуть руку, приходилось придумывать всякие хитроумные приспособления из подручных средств, дабы дотянуться до камня. Все время доносились звуки работы коллег, причем не с той стороны где они были, а из самой щели. Из чего делается вывод, что все разломы соединены в единую систему. Свежедобытые образцы:
Или вот такой сталагмит был добыт со дна трещины
Если его отмыть и распилить, то
Ну и еще некоторое количество образцов
Еще более многообразны в своих непредсказуемых формах геликтиты окрестностей Зоринска. Эти места в своё время были наитщательнейшим образом разведаны Олегом Крисаком, он показал нам два достаточно крупных объекта с "пещерным" материалом.
Второй объект гораздо сильнее поражал воображение своими масштабами. Здесь на краю старого заброшенного угольного карьера выходит мощный пласт известняка, весь испещренный вертикальными разломами. Под собственным весом пласт просел в карьер, разломившись в аккурат по сетке этих разломов, тем самым сделав добычу геликтитов лёгкой и удобной.
Поскольку карьер был угольный, то все геликтиты припорошены как-будто сажей. Но они достаточно легко отмываются до изумительного белого цвета.
Он же после очистки
Вот такая висячая штука
Была добыта в виде такого образца
После очистки был передан в Севастопольский Музей камня. А у меня в коллекции остались вот такие образцы не меньшего размера
А один музейный экспонат мы с Олегом вдвоём просто уморились тащить
Какие же они всё-таки забавные. Прямо таки "наш ответ Хайдаркану".
А вот тут вопрос для онтогенистов, которые также надеюсь читают этот блог. На фото хороша видна структуры подложки геликтитов. Трубочки внутри каналов, а между ними елочкой-веером расходятся иголочки (вполне вероятно, что иголочки арагонитовые, а не кальцитовые)
Однако геликтиты это хорошо, а что с кристаллами? Для того, чтоб познакомиться с ними не нужно далеко уходить от Зоринска. В здешних известняках довольно многочисленные кальцит-кварцевые с диамантами и чисто кальцитовые жилы в раздувах которых наблюдаются уплощенные кристаллы кальцита.
Этот кристалл как-бы здоровается открытыми губами, приглашая познакомиться поближе с Зоринскими кальцитами
Зоринск место знаковое и главной целью охоты там являются, конечно же, кристаллы кварца-диманта, удачно маскирующиеся в кальцитовых жилах. Поэтому на сам кальцит мало кто обращает внимание. А между тем при разборе одной из жил, я "провалился" в раздув. Дело было в начале апреля и работать именно в том месте было особенно приятно, ибо на уступчике охраняющем вход в раздув росли дикие фиалки, воздух в закутке был настолько ароматным, что от него даже кружилась голова.
Острожно дабы не убить хрупкие растения я расширил вход в раздув. И вскоре из него показался гранью кристалл, как-бы лежащий на боку.
Аккуратно вынимаем его (это он пока не отмытый, конечно же)
И просунув руку в гнездо утыкаюсь на какой-то большой камень. Честно говоря, он был принят за обвалившийся обломок известняка. Вынув его и держа в левой руке, я размахнулся с весьма определенной и даже варварской целью ударить по камню молотком. Рука дернулась и повернулась определенным углом к солнцу, камень заблестел. Молоток был остановлен лишь за миг до удара. Это оказался самый крупный кристалл, найденный до сей поры в Зоринских известняках.
Интересно, что нижняя плоскость крупного кристалла ограничена зеркалом скольжения, то есть он все-таки в какой-то момент был "срезан" и упал на дно расщелины. Кроме-того в верхней его части мы видим вросший в кристалл обломок известняка, очевидно захваченный на этапе роста.
Долго и тщетно я пытался найти какие-нибудь друзы, чтоб водрузить на полке. Друз было много, но всё или не совсем то или совсем не то. Хотя еще в момент нашего знакомства Олег рассказывал мне, что в одном из карьеров имеется целая стена сплошных кальцитовых соцветий. Однако попасть туда не представлялось возможным в виду ... В виду того, что мы все-таки живём на Донбассе времён конфликта и в некоторые места нельзя добраться без риска попасть в неприятности или просто оказаться на минных полях. Лишь только к осени 2021 года, собственно во время одной из последних поездок с Олегом в поля, он успел показать мне эту стену.
ОБразцы добывались быстро и непринуждённо
Пожалуй, на этом можно было бы завершить рассказ о кальцитах Зоринска, кабы раз когда мы возвращались с одной из точек Олег не предложил заехать на земляничные поля. На самом деле, конечно же, это степная (или луговая) клубника, нечто более крупное и сладкое, чем обычная лесная земляника.
А рядышком течёт речушка, фактически сток шахтных вод обогащенных гидрокарбонатом кальция. Нечто подобное происходит в Чехии на модном курорте Карловы Вары, где местные умельцы кладут в такую водицу цветы (или модели цветов из бумаги - не важно) и превращают их в камень.
Но это у предприимчивых чехов, а у нас водичка течёт, консервирует листочки и веточки дубов, облекает травертином выходящие на поверхность корни растущих вдоль речушки и никто об этом даже не знает.