Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Гелдернское наследство. Часть 2-ая. Война братьев и война сестер

В 1352 году братья вроде бы договорились, Эдуард получил кое-какие владения, но только на время и явно, по его мнению, недостаточные. Война возобновляется и в 1356-ом, младший одерживает верх, становясь фактическим правителем герцогству, Райнальду же под начало отдается несколько небольших сеньорий. Неудовлетворенный таким разделом, старший брат, через 4 года восстает и терпит окончательное поражение от Эдуарда.

И вот, с 1361 года, Райнальд III, содержится в заключении, сначала в одном замке, потом во втором. Победивший Эдуард, отнюдь не был братоубийцей, более того, по его приказу содержавшегося в изоляции Райнальда, кормили всем, что тот пожелает. Во время заключения во втором замке, Райнальд и получил прозвище – Толстый, он растолстел настолько, что стража не закрывала дверь в его комнату, свергнутый герцог все равно не пролезал в проем.

Гибель Эдуарда Гелдернского
Гибель Эдуарда Гелдернского

В 1371 году, Эдуард был смертельно ранен стрелой в битве при Басвайлере (конфликт между герцогствами Брабант и Юлих), в этом сражении он принимал участие на стороне мужа своей сестры Марии, герцога Юлиха, Вильгельма II (1325-1393). И, по-видимому, стрела была выпущена кем-то из окружения Эдуарда. Жениться Эдуард не успел, так как его невесте было всего 10 лет, позже она выйдет замуж за его более удачливого племянника, сына единокровной сестры Марии. Дети у герцога Гелдернского остались только внебрачные и поэтому пришлось извлекать из замка его брата Райнальда.

Замок Nijenbeek в котором содержался последние годы Райнальд. Современное состояние
Замок Nijenbeek в котором содержался последние годы Райнальд. Современное состояние

По еще одной легенде, чтобы Райнальд Толстый смог покинуть свое узилище, стены комнаты пришлось ломать. Но умер всего через несколько месяцев, в этом же 1371 году. Несмотря на то, что он был женат, и у этого брата остались только внебрачные дети. Сразу же после смерти Райнальда стартовал второй этап конфликта, уже между сестрами. Младшей Марией, женой герцога Юлихского и Матильдой – супругой Жана II Блуа.

Опять не обошлось без аристократов. Геккерены поддержали Матильду, а Бронкхостеры – Марию. Несмотря на то, что Матильда была замужем уже дважды, на 1371 год детей у нее не было (её второй муж скончался в 1368 году), а вот у Марии с мужем герцогом Юлихским, уже двое сыновей и дочь – старшего сына, названного в честь отца Вильгельмом, Мария и провозглашает герцогом Гелдернским.

Жан Блуа и Матильда
Жан Блуа и Матильда

Возможно только из упрямства (ведь все равно передавать герцогство не кому), Матильда в 1372 году выходит замуж в третий раз – за Жана Блуа-Шатильона. Конфликт затягивается на долгие восемь лет, причем такое впечатление, не будь Геккеренов и Бронхостеров, сестры с мужьями договорились бы гораздо раньше. Ведь учитывая возраст Матильды, только в 1372-ом ей было уже по-видимому 47 лет, война имела очень мало смысла с ее стороны – возможное появление наследника было крайне сомнительно.

В 1374 году и был заключен мир с разделом герцогства примерно на две равные части – свою часть владений Матильда обязалась вернуть племяннику, после своей смерти, если у нее не будет прямого наследника, надо сказать её сестра Мария с мужем не сильно рисковали, заключив подобный мир.

Личный герб сына Марии, Вильгельма
Личный герб сына Марии, Вильгельма

Но Геккерены и Бронхостеры опять вцепились друг другу в горло, и война продолжилась до весны 1379 года, когда войска Матильды были окончательно разбиты в битве Хённепеле. Мир был заключен, однако Матильде было позволено посмертно носить титул герцогини, плюс к тому получила некоторые финансовые преференции. Матильда скончалась в 1384 году, пережив и своего третьего мужа – Жана Блуа, который был младше её на 17 лет.

Также, как и у братьев жены, у Жана II, остались только бастарды и все владения Шатильнов наследовал самый младший брат – Ги II, которому было суждено «избавиться» от них самым глупейшим образом, лишив наследия своего рода, пусть и не прямых, но законных наследников. Но это уже другая история.