Найти в Дзене
Заметки Моргора

Образ богини Лады в современной культуре

(Под «современной культурой» здесь я подразумеваю скорее некое обобщённое информационное пространство.)

Посмотрим, как представляет Ладу современный обыватель, интересующийся славянской мифологией (зачастую ленивенько так, на уровне в интернетике почитать, не интересуясь качеством и достоверностью источника).

Самым ярким примером послужит, конечно же, книга, с которой в своё время началось моё увлечение славянской мифологией. Я довольно часто поминаю сей источник (который, скажу сразу, особой ценности не представляет) и два года назад посвятил ему две заметки, с которых и начались мои «Заметки Моргора». Это «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева.

О богине Ладе сия книга рассказывает следующее:

Лада – славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний, семейного счастья, покровительница вдов и сирот, жена Перуна. Но так как любовь порою бывает и причиною горя, то Лада олицетворяла и несчастную любовь. О человеке, который женился без любви, говорили: «Не с Ладою женился!» Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодожёнов приносила богине цветы, живых птиц, мёд и ягоды. Великолепный храм Лады стоял в Киеве, а в том храме – статуя несравненной красавицы в розовом венке. Её золотые волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьём и драгоценностями. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля.
Она покровительствовала также матерям и детям. Её любил весь народ, женщины приносили в жертву вышивки, платки, кольца, которые чаще, чем идолу, оставляли на деревьях в священных рощах. Потом, в христианские времена, подобным образом начали украшать иконы Богоматери, на которую невольно перенеслась прежняя любовь к богине Ладе.
Вообще славяне более охотно обращались с просьбами к богиням, а не к богам. Богов чествовали, их боялись, а богинь, особенно Ладу, просили (всё-таки женское сердце более мягко, отзывчиво) – и в благодарность приносили им подарки, устраивали в их честь празднества. Лада наиболее внимательно прислушивалась к просьбам людей, её называли Щедрыня, а праздник в её честь (нынешнее Крещение, 6/19 января) – щедровки. Название это сохранилось в некоторых языках до сих пор. В честь Лады пелись песни, восхвалявшие согласие и мир, любовь к людям. Пробивали на замерзших озёрах и реках проруби, чтобы «Лада дышала». В эти проруби бросали дары Ладе: пироги, зерно, оладьи (не сохранилось ли воспоминание о богине в звучании этого слова?), – а лёд украшали разноцветными лоскутками и поливали разноцветными отварами трав в знак скорого наступления весны. Затем начинались пированья и гулянья. Не из этого ли праздника родилась потом Масленица, которую называют ещё Блинная и Оладина?
Зимой птицей Лады считалась синичка, для которой старались оставить корм под деревьями или привешивали на ветки кусочки мяса.
Другой праздник в честь Лады назывался Стадо – теперешняя Троица. Этой богине посвящались божьи коровки, убивать которых считалось грехом, а также цветок зоря (любисток), возбуждающий сердечную страсть. Олицетворяла Ладу берёза, ветви на которой кое-где и по сию пору завивают на Троицу, как будто заплетают богине косы. Неудивительно, что кое в чём это совпадает с почитанием русалок: ведь русалки – это девушки, погибшие от небесной любви, а Лада была именно богиней любви.
Впрочем, её призывали и в начале весны:
– Благослови, мати,
Ой, мати Ладо, мати,
Весну закликати!
В старинных праздниках при встрече восходящего солнца всегда призывали эту богиню:
– Ой, Ладо!
Именно она вместе со своим мужем Перуном разгоняла зимние туманы и открывала путь Весне.
Считалось, что некогда именно Лада была хранительницей живой и мёртвой воды, но потом, когда боги создали людей и насадили для них Ирий-сад, волшебные источники начали бить у корней мирового древа.
Как и Жива, и Макошь (Мокошъ), и другие богини, Лада была одной из Рожаниц, то есть присутствовала при рождении человека и определяла его судьбу.
Лада напоминает Венеру (Афродиту) античного мира и светлую красавицу Фрейю скандинавских сказаний. Сходство с Ладой-Рожаницей у Фрейи ещё и в том, что она сопровождает тени усопших в загробный мир, то есть имеет отношение к судьбе человеческой души.

Заметили опечатку?

<...>русалки – это девушки, погибшие от НЕБЕСНОЙ любви<...>

Не несчастной, а НЕБЕСНОЙ. Жертвы небесной любви... м-да. Но именно так написано в «Русских легендах и преданиях».

Впрочем, шут с ней, с той любовью, куда более интересно выглядит упоминание храма Лады в Киеве.

С чего авторы-составители взяли, что в Киеве языческом был храм Лады? Думаю, моим читателям без лишних слов понятно, что если бы данные о таком святилище были бы известны науке археологии, то и споров-то не возникало бы о том, была ли богиня Лада в славянском пантеоне.

Да, Грушко и Медведев не ссылаются на археологические данные (они, в общем-то, вообще ни на что не ссылаются – зачем оно им?). Но я нашёл, откуда эти ребята-фантазёры взяли храм Лады.

Из поэмы «Владимириада» поэта Михаила Матвеевича Хераскова! Вот соответствующий отрывок:

...И златовласая с младенцем зрима Лада.

Краснее утренней зари отроковицы
Несут уже цветы во храм любви царицы;
Преобращается помост в прекрасный луг,
И девы юные кумира стали вкруг.
Горящих звёзд число они изображают,
Которые луну блестящу окружают...
Едина между сих сияет паче всех...
Ей первым жребием готовился венец,
Который на девиц взлагает князь иль жрец...
Девицы, окружив кумира в стройном чине,
Со умилением воспели честь богине:
«О нашей юности хранящая цветы!
Дай, Лада, мирное супружество нам ты!»
Мастики перед ней как облак воскурили,
И имя Ладино стократно повторили.
В то время возгремел кимвалов громких звук;
Девицы жертвенны, составив цепь из рук,
Когда произвела приятный голос лира,
Плясанье начали при песнях вкруг кумира.
Приходят пред алтарь и жрицы, и жрецы,
Носящи для девиц богинины венцы,
Которых на главы священно возложенье,
Обязан князь хранить любви во уваженье,
Владимир оросил, начав обряд такой,
И руки и чело священною водой.
Иллюстрация Надежды Антиповой
Иллюстрация Надежды Антиповой

Плюс-минус такое описание и расползлось по интернетикам.

Конечно, мимо никак не могли пройти торговцы всяческой околославянской псевдомагической бижутерии. Например, в 2019 году по соцсетям гуляла статья про некого Юрия Полякова, программиста из Новочеркасска, который занялся изготовлением фигурок, изображающих славянских богов, из искусственного камня. И там фигурировал такой вот эпизод:

Когда Юрию было 20 лет, он купил знак Лады – покровительницы брака и любви. Не прошло и месяца, как парень встретил свою суженую Елену. Через некоторое время влюблённые поженились. Но счастье пары длилось до тех пор, пока супруга случайно не разбила знак славянского божества. С того момента в молодой семье пошёл разлад, и через год Елена и Юрий развелись, прожив в браке шесть лет.

Около года назад мужчина снова купил такой же знак и через некоторое время опять встретил девушку. Избранницу Юрия зовут Валерия. Сейчас она его законная жена.

Помощь богини Лады в поиске любви Юрий счел за знак судьбы и стал изучать славянскую мифологию и делать фигурки языческих божеств.
Тот самый Юрий Поляков из Новочеркасска
Тот самый Юрий Поляков из Новочеркасска

Забавно, конечно.

Хочешь жениться – купи себе некий знак богини Лады, будет тебе жена. Хочешь сдать экзамены на «отлично» – купи себе знак Велеса (ведь это бог мудрости). Хочешь получить рекордный урожай яровых – купи знак Ярилы. Хочешь метко стрелять – купи знак Стрибога.

Не подскажете, какой знак купить, чтобы у нас те, кто тянется к своей родной культуре, наконец-то поумнели?

Иллюстрация некой Zaam Mari. До кучи к спорному персонажу приделан ещё более спорный символ (и я сейчас не про коловрат даже, а про так называемый ладинец)
Иллюстрация некой Zaam Mari. До кучи к спорному персонажу приделан ещё более спорный символ (и я сейчас не про коловрат даже, а про так называемый ладинец)

См. также: