Найти тему
filumjazz

Лонгрид. Два шага назад. Robert Wyatt. Часть вторая. Падение.

Эту часть, как и все последующие, я полностью переписал с нуля. Изначальный текст, который публиковался на канале БиС год назад, просто кишит неточностями и домыслами, которые я, к своему стыду, себе позволил. Исправляюсь!

Вложив много сил и таланта в развитие Soft Machine, Роберту Уайатту всё-же пришлось покинуть коллектив. Как вы, наверное, заметили по альбому Fourth, в музыкальном плане у группы произошёл резкий крен в сторону американского фьюжн.

Как ни крути, но в 1971-м году уже наметился магистральный вектор развития этой музыки в джазовом сегменте и музыкантам из Soft Machine было интересно развиваться в эту сторону. Но не Уайатту! Его, страстного поклонника джаза в юности, увлекали совсем другие джазовые краски, не вошедшие в палитру джаз-рок-фьюжн.

Роберт Уайатт
Роберт Уайатт

Ещё будучи участником Soft Machine, Роберт пробует искать себя, играя в новой группе Кевина Эйерса The Whole World. Кстати, там он сведёт знакомство с 17-ти летним басистом, а позднее гитаристом Майком Олдфилдом. Такую безбашенную музыку играл коллектив в то время:

Также, ещё не покинув Soft Machine, Роберт, будучи знакомым с джазовым пианистом Китом Типпеттом, участвует в записи Keith Tippett GroupDedicated to You, But You Weren't Listening (Весь плейлист целиком).

Keith Tippett Group - "Dedicated to You, But You Weren't Listening"
Keith Tippett Group - "Dedicated to You, But You Weren't Listening"

1. This Is What Happens - Composed By – N. Evans - 5:45
2. Thoughts To Geoff - Composed By – K. Tippett - 9:43
3. Green And Orange Night Park - Composed By – K. Tippett - 8:12
4. Gridal Suite - Composed By – Elton Dean - 6:13
5. Five After Dawn - Composed By – K. Tippett - 5:24
6. Dedicated To You, But You Weren't Listening - Composed By – Elton Dean, H. Hopper, Marc Charig - 0:33
7. Black Horse - Composed By – N. Evans - 6:00

Keith Tippett - Keyboards, Piano, Piano (Electric)
Marc Charig - Cornet
Elton Dean - Alto, Saxophone
Nick Evans - Trombone
Roy Babbington - Bass, Guitar (Bass)
Robert Wyatt - Drums
Phil Howard - Drums
Bryan Spring - Drums
Pete King - Producer

Когда Типпетт будет набирать свой знаменитый Centipede место одного из барабанщиков коллектива будет зарезервировано для Уайатта. Авторский проект Типпетта разросся до колоссальных размеров. На сцене одновременно могло находиться до 50-ти человек музыкантов. В этом коротком ролике вы, надеюсь, сможете уловить атмосферу эксперимента и перформанса сопровождавшего этот проект. Кстати, на видео можно заметить и нашего героя за барабанной установкой — тот парень, который без рубашки.

Коллектив оставил после себя хорошо записанную пластинку CentipedeSeptober Energy 1971-го, продюсировал которую лидер King Crimson Роберт Фрипп.

Обложка альбома Centipede - "Septober Energy"
Обложка альбома Centipede - "Septober Energy"

1. Septober Energy. Part 1 21:40
2. Septober Energy. Part 2 23:35
3. Septober Energy. Part 3 21:15
4. Septober Energy. Part 4 18:45

Julie Tippett - Written-By, Lyrics By
Keith Tippett - Written-By, Piano, Music Director [M.D.]
Robert Fripp - Producer
Dudu Pukwana, Ian MacDonald - Alto Saxophone
Jan Steel - Alto Saxophone, Flute
Elton Dean - Alto Saxophone, Saxello
Dave White - Baritone Saxophone, Clarinet
Karl Jenkins - Baritone Saxophone, Oboe
John Williams - Bass Saxophone, Soprano Saxophone
Catherine Finnis, John Rees-Jones, Katherine Thulborn, Michael Hurwitz, Suki Towb, Timothy Kramer - Cello
Mark Charig - Cornet
Mongesi Fesa - Cornet [Pocket]
Brian Godding - Guitar
Alan Skidmore, Brian Smith, Gary Windo, Larry Stabbins - Tenor Saxophone
Dave Amis, Dave Perrottet, Nick Evans, Paul Rutherford - Trombone
Mick Collins (2), Peter Parkes - Trumpet
Ian Carr - Trumpet, Flugelhorn
Carol Slater, Channa Salononson, Colin Kitching, Esther Burgi, Garth Morton, John Trussler, Louise Jopling, Mica Gomberti, Philip Saudek, Roddy Skeaping, Steve Rowlandson, Wendy Treacher - Violin
Wilf Gibson - Violin [Lead]
Boz, Julie Tippett, Maggie Nicholls, Mike Patto (2), Zoot Money - Vocals
Brian Belshaw, Dave Markee, Harry Miller, Jeff Clyne, Jill Lyons, Roy Babbington - Bass
Robert Wyatt, Tony Fennell - Drums
John Marshall - Drums, Percussion

Играя в ансамбле Типпетта, Уайатт сведёт многолетнюю дружбу с южноафриканским джазовым трубачом Монгези Феза.

Кроме участия в этом гигантском ансамбле, Уайатт примет участие в JazzFest Berlin's New Violin Summit, где сыграет на живом концерте со скрипачами Жаном-Люком Понти, Доном «Сахарным тростником» Харрисом, Михалом Урбаняком и Нипсо Брантнером, гитаристом Терье Рипдалом, клавишником Вольфгангом Даунером и басистом Невиллом Уайтхедом. Это событие оставит свой след в истории европейской музыки, как один из первых ярких фьюжн-концертов в Европе.

Кроме участия в сайд-проектах, сложную ситуацию с игнорированием идей Роберта в его группе слегка разрядит предложение продюсеров лейбла CBS, на котором выпускались Soft Machine. Желая заработать на популярности коллектива, они предложили участникам группы записать по сольному альбому. Продюсеры очень надеялись на то, что единственный член коллектива, который последнее время безуспешно стремился выразить своё творчество в виде вокальной музыки, запишет пластинку поп-песен. Но, боже, как же они ошиблись!

Если вам когда-то казалась странной музыка Soft Machine, то послушав первый сольный альбом Уайатта вы навсегда избавитесь от этого чувства, теперь место странной музыки у вас займёт дебютная пластинка Уайатта — The End Of An Ear, выпущенная в том же, триумфальном для Soft Machine, 1970-м. Весь плейлист целиком.

Обложка альбома Robert Wyatt - "The End of an Ear"
Обложка альбома Robert Wyatt - "The End of an Ear"

1. Las Vegas Tango Part 1 (Repeat) (8:13)
2. To Mark Everywhere (2:26)
3. To Saintly Bridget (2:22)
4. To Oz Alian Daevid and Gilly (2:09)
5. To Nick Everyone (9:15)
6. To Caravan and Brother Jim (5:22)
7. To the Old World (Thank You for the Use of Your Body, Goodbye) (3:18)
8. To Carla Marsha and Caroline (for Making Everything Beautifuller) (2:47)
9. Las Vegas Tango Part 1 (11:07)

Robert Wyatt - vocals, drums, piano, organ, producer
Mark Ellidge - piano
David Sinclair - organ
Marc Charig - cornet
Elton Dean - alto saxello
Neville Whitehead - bass
Cyril Ayers - assorted percussion

Примерно, ко времени работы над сольным альбомом относится и уход от Роберта его жены Пэм. Это, конечно, не улучшило его душевного состояния стремительно скатывающегося в глубокую депрессию.

В итоге достигнув максимальных противоречий в группе осенью 1971-го года Роберт, наконец, покидает Soft Machine.

Machine Molle

Следующим шагом музыканта станет создание своего рок-коллектива в пику оставленной группе. К нему присоединились Дэвид Синклер из Caravan на органе и фортепиано, Дэйв Макрей на электрическом пианино, Фил Миллер из Delivery на гитаре и Билл МакКормик из Quiet Sun на басу.

Название новой группы представляет собой игру слов: "Machine Molle" — это французский перевод названия Soft Machine. По-английски "Matching Mole" переводится как "подходящая родинка" или "соответствующий крот", что буквально и изображено на обложке их дебютной пластинки. По сути новая группа — это видение Уайатта на то, каким бы ему хотелось видеть музыку мягкой машины.

Их дебютный одноименный альбом вышел в апреле 1972 года, бо́льшая часть которого была написана самим Вайаттом, за исключением "O Caroline" (композиция Дэйва Синклера на слова Уайатта о его недавнем разрыве с подругой Кэролайн Кун) и композиции Фила Миллера "Part of the Dance". Весь плейлист целиком.

Обложка альбома Matching Mole
Обложка альбома Matching Mole

1. "O Caroline" (Sinclair, Wyatt) – 5:05
2. "Instant Pussy" (Wyatt) – 2:59
3. "Signed Curtain" (Wyatt) – 3:06
4. "Part of the Dance" (Miller) – 9:16
5. "Instant Kitten" (Wyatt) – 4:58
6. "Dedicated to Hugh, but You Weren't Listening" (Wyatt) – 4:39
7. "Beer as in Braindeer" (Wyatt) – 4:02
8. "Immediate Curtain" (Wyatt) – 5:57

Matching Mole:
Robert Wyatt – drums, voice, Mellotron, piano (3)
Phil Miller – guitar
David Sinclair – piano, Hammond organ
Bill MacCormick – bass

Additional musicians:
Dave MacRae – electric piano

Вскоре после записи, Дэвид Синклер покинет коллектив и его окончательно заменит за клавишами Дэйв МакРей.

Machine Molle: Фил Миллер, Дэйв МакРей, Роберт Уайатт, Билл МакКормик
Machine Molle: Фил Миллер, Дэйв МакРей, Роберт Уайатт, Билл МакКормик

Музыка Matching Mole, по сравнению с репертуаром Soft Machine, откатывается во времена дебютного альбома, в русло психоделического рока, и начинает эксперименты с той точки, как бы с нуля.

На этом видео Уайатт находится на сцене в вязанной балаклаве.

Вообще, музыка новой группы Уайатта оказалась ещё более экспериментальной, чем её прототип. Сохранилось немало видео, запечатлевших их выступления. Не могу не поделиться ещё одним:

На одном из первых выступлений Matching Mole Роберту посчастливится познакомиться со своей будущей второй женой, соратником, соавтором и менеджером его творчества, полькой по происхождению, Альфредой Бенге — лучик света в сумраке творческих и личных трагедий.

Роберт Уайатт и Альфреда Бенге (Альфи) 1972
Роберт Уайатт и Альфреда Бенге (Альфи) 1972

Но вернёмся к Matching Mole. Ещё участвуя в проекте Centipede, Уайатт мог лично лицезреть творческий продюсерский подход Роберта Фриппа. Думаю, этот факт сыграл роль при решении пригласить его продюсировать вторую пластинку коллектива. Подход "самого рационального рок-музыканта Британии" к студийной работе слышен с первых нот: психоделично-рыхлый материал Matching Mole причёсан и структурно организован. Кроме Фриппа, на альбоме Matching Mole's Little Red Record отметится и Брайн Ино в качестве клавишника. (Внимание, это один из первых эпизодов сотрудничества Фриппа и Ино!) Показательно, что материал второго альбома, в отличии от дебютного, — это уже результат совместного творчества всех участников коллектива. Вклад Уайатта здесь, в основном, ограничится написанием текстов, вокальными мелодиями и игрой за ударной установкой. Альбом увидит свет в 1972-м. Весь плейлист целиком.

Обложка альбома Matching Mole's Little Red Record
Обложка альбома Matching Mole's Little Red Record

1. "Starting in the Middle of the Day We Can Drink Our Politics Away" (MacRae, Wyatt) – 2:31
2. "Marchides" (MacRae) – 8:25
3. "Nan True's Hole" (Miller, Wyatt) – 3:37
4. "Righteous Rhumba" (aka "Lything and Gracing") (Miller, Wyatt) – 2:50
5. "Brandy as in Benj" (MacRae) – 4:24
6. "Gloria Gloom" (MacCormick, Wyatt) – 8:05
7. "God Song" (Miller, Wyatt) – 2:59
8. "Flora Fidgit" (MacCormick) – 3:27
9. "Smoke Signal" (MacRae) – 6:38

Robert Wyatt – drums, vocals
Phil Miller – guitars
Dave MacRae – Fender Rhodes electric piano, piano, organ, synthesizer
Bill MacCormick – bass

Guests:

Brian Eno – synthesizer (on "Gloria Gloom")
Ruby Crystal (pseudonym for Julie Christie) – additional vocals (on "Nan True's Hole")
Robert Fripp — producer

Как видим из названия альбома и, особенно, оформления обложки, можно констатировать начало увлечения Роберта левыми идеями, позже захлестнувшими его с головой.

Machine Molle: Роберт Уайатт, Фил Миллер, Билл МакКормик, Дэйв МакРей
Machine Molle: Роберт Уайатт, Фил Миллер, Билл МакКормик, Дэйв МакРей

После завершения европейского турне в поддержку пластинки группа распадается: уходят Миллер и МакРей. Вообще, тот факт, что Роберт не был прирождённым лидером и привело к распаду коллектива. Ансамбль лидеру нужно тащить вперёд, обеспечивая его нужды и добиваясь внутренней дисциплины. Ничего этого Уайатт делать не умел, а, главное, не хотел.

Распад второго коллектива музыканта также не мог не повлиять на его психологическое состояние. Этот пожар депрессии музыкант опять пытался тушить алкоголем.

В это время у его подруги Альфи была работа на съёмках фильма в Венеции и Роберт отправился пожить с ней туда на время её занятости. Вырванный из рутины прошлых лет, оказавшись на длительное время в новом месте, он пишет новую музыку, надеясь реализовать идеи по возвращении с новым составом Matching Mole.

С помощью Альфи Уайатт получил возможность написать саундтрек для фильма её друга, режиссёра Артура Джонса "Солнечные вспышки" в домашней студии барабанщика Pink Floyd Ника Мэйсона. Постепенно при работе над саундтреком пришло понимание, каким должно стать новое звучание Matching Mole и кто должен влиться в состав.

Новый состав Matching Mole, состоящий из Уайатта, Маккормика, бывшего клавишника Curved Air Фрэнсиса Монкмана и джазового саксофониста Гэри Виндо, готовился к записи третьего альбома, но случилось непредвиденное событие: во время вечеринки по случаю дня рождения Джилли Смит из Gong в доме Джун Кэмпбелл Крамер в Мейда Вейл пьяный Уайатт вывалился из окна четвертого этажа.

Музыкант выжил, но перелом позвоночника, полученный при падении, оказался серьёзным: Уайатт на всю оставшуюся жизнь стал парализован ниже пояса и привязан к инвалидной коляске. Таким образом случился внезапный, но серьёзный водораздел в карьере музыканта. Вообще, этот случай был, скорее, закономерным итогом стиля жизни музыканта и той глубочайшей депрессии, в которой находился музыкант последние годы. Впрочем, Уайатт, придя в себя в больнице после катастрофы смог это осознать.

Многие люди, сталкиваясь с менее радикальными жизненными потрясениями, теряют самообладание и тягу к жизни. Но, странным образом, Уайатт находит в себе силы жить дальше. Более того, по его словам, он считает, что данный инцидент спас ему жизнь: к тому времени он считал себя конченным алкоголиком и катился всё ниже по наклонной. Помощь в этом осознании и, главное, в тяге к жизни окажет забота окружавших его людей в то время. Главным человеком оказавшимся с ним рядом в трудную минуту оказалась Альфи (Альфреда Бенге).

Тем не менее, карьера барабанщика была закончена — по этой причине Matching Mole окончательно прекратил своё существование.

После длительной медицинской реабилитации Роберт сконцентрировался на записи своего второго сольного альбома, материал для которого, во многом, был сочинён ещё до катастрофы для третьего альбома Matching Mole, но не мог быть не переосмыслен во время выздоровления и записи: теперь акцент с такого важного в рок-музыке инструмента как барабаны нужно было смещать куда-то. В итоге кропотливой творческой работы родился мягкий и задумчивый фирменный саунд музыканта. Альбом Rock Bottom, который вышел в 1974-м году был с теплотой принят публикой и даже выиграл Гран-при Франции в номинации «Рекорд года Академии Шарля Кро» — французского аналога премии Грэмми.

Обложка альбома Robert Wyatt - "Rock Bottom"
Обложка альбома Robert Wyatt - "Rock Bottom"

Автором обложки выступила Альфреда Бэнге. Начиная с этого альбома, все конверты пластинок Уайатта будут оформлены ею.

Robert Wyatt - Composer, Drums, Guitar, Keyboards, Multi Instruments, Vocals
Alfreda Benge - Artwork, Illustrations, Vocals
Ivor Cutler - Baritone Concertina, Harmonium, Keyboards, Vocals
Mongezi Feza - Trumpet
Fred Frith - Piano, Viola
Mike Oldfield - Guitar
Gary Windo - Clarinet, Clarinet (Bass), Sax (Tenor), Tenor (Vocal), Wind
Richard Sinclair - Bass, Guitar (Bass)
Hugh Hopper - Bass, Guitar (Bass)
Laurie Allan - Drums

Так или иначе, музыкальная карьера Роберта продолжилась. Но о музыке родившегося второй раз музыканта продолжим говорить в следующей части.

Хотите ещё?

Биография Роберта Фриппа:

Биографии джазовых музыкантов:

Попытка объять развитие джаза 70-х в США:

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz