Найти тему
Елена Панина – РУССТРАТ

Геополитика воды

На сайте Института РУССТРАТ опубликована статья Леонида Савина «Геополитика воды». Предлагаем нашим читателям для ознакомления наиболее интересные фрагменты материала.

Фактор гидрогегемонии и международные отношения

Вода традиционно считается одним из важнейших ресурсов, к которым людям должен быть обеспечен надлежащий доступ. Она напрямую связана с продовольственной безопасностью, то есть сельским хозяйством, а также имеет отношение ко всем видам промышленности. Ведь вода нужна для различных производственных циклов – от процесса создания полупроводников до функционирования стандартного оборудования, ее используют и для выработки электроэнергии.

Проблемы с доступом к источникам воды влекут вероятность таких негативных последствий, как усиление миграции, вспышки эпидемий, экономические кризисы и военные конфликты. Недостача воды в некоторых регионах нашей планеты оказывает влияние на суверенитет целых государств и напрямую затрагивает национальную безопасность отдельных стран. В связи с этим в информационном пространстве появился новый термин: «водная гегемония».

Проблемы распределения воды в Средней Азии

Односторонний контроль водных ресурсов создает политические рычаги воздействия на страны, ограниченные в доступе к воде. Если речь идет о реке, в зависимость от гидрогегемона попадают те, кто располагается ниже его по течению. Подобные процессы наблюдаются в бассейнах таких рек, как Иордан, Нил, Евфрат и Тигр. Эта модель может быть применима к регионам в Азии, Европе, Северной и Южной Америках и в любой точке земного шара.

К примеру, Рогунская ГЭС в Таджикистане в свое время вызвала напряженность между Таджикистаном и Узбекистаном. До сих пор в Центральной Азии проблема распределения водных ресурсов остается актуальной. Например, второе по величине озеро в Азии Балхаш в Казахстане напрямую связано с рекой Или, верховья которой находятся в Китае. Экосистема Или-Балхаш охватывает 400 тысяч квадратных километров – это больше, чем Британия, Дания, Щвейцария, Голландия и Бельгия вместе взятые.

Озеро Балхаш
Озеро Балхаш

Ранее из-за потребления водных ресурсов в самом Китае, в частности, отбора воды для Циньзянь-Уйгурского автономного региона, в том числе и для местной промышленности, снижался уровень реки, что отразилось на стремительном обмелении озера. Освоение земель и расширение рисовых полей в Китае продолжается, Балхаш пересыхает.

КНР и Индия

Из-за недостачи воды также происходит процесс опустынивания и потери плодородия почвы. Это универсальное явление. Конфликты, аналогичные таджикско-узбекскому происходят и в других регионах. Так, споры по поводу водных ресурсов Брахмапутры длительное время являлись причиной политических трений между Индией и Китаем.

В апреле 2010 года во время визита министра иностранных дел Индии в Пекин, китайцы указали участок на Брахмапутре, где должно было состояться первоначальное строительство плотины Зангму в Тибете.

Китайские официальные лица заверили Индию, что проекты будут осуществляться в обычном режиме и не создадут дефицита воды ниже по течению. В ответ на последующие запросы Индии по предоставлению дополнительной информации официальный представитель МИД КНР Хун Лэй ограничился общими фразами про большую ответственность, которую осознают власти Китая.

Дополнительная информация была опубликована в рамках текущего пятилетнего энергетического плана Китая, обнародованного в январе 2013 года. Оказалось, что Пекин планирует строительство трех плотин на реке Ярлунг Зангбо. Это усилило напряженность между странами, поскольку с Индией никто не консультировался. Индийское правительство выразило протест.

Когда в октябре 2015 года Китай завершил строительство гидроэлектростанции Зангму мощностью в Тибете, значительная часть индийских СМИ выразила обеспокоенность по поводу плотины, препятствующей притоку воды в Брахмапутру. В действительности по данному проекту никакой задержки воды не происходит, однако плотина с помощью специальных конструкций задерживает ил, и это оказывает серьезное воздействие на плодородие ниже по течению.

Река Брахмапутра
Река Брахмапутра

Есть спорные вопросы и в Таиланде. В регионе планируют построить несколько плотин на Меконге, но есть мнение, что они попросту не нужны. Экологи также бьют тревогу, поскольку считают, что будет нарушен природный баланс.

Водные ресурсы России

Что касается России, то ситуация с разделом водных ресурсов в зависимости от того, где проходит граница, у нас отличается. Так, на российско-финской границе (более 1200 километров) находится около 450 рек, ручьев и озер. В основном, их течение направлено в сторону РФ, среди крупных рек можно выделить Вуоксу, Хиитоланйоки и Тулому. Общий объем стока составляет 780 кубометров в секунду.

На Вуоксе находится четыре гидроэлектростанции, две на территории Финляндии и две в России. Вопросом регулирования водных потоков занимается Российско-финляндская комиссия по использованию пограничных водоемов. С учетом того, что верховья рек находятся в Финляндии, шансы на гидрогегемонию у Хельсинки выше, чем у Москвы.

В отношении Казахстана Россия имеет сбалансированную позицию, поскольку река Урал, течет из России, а Тобол, Ишим и Иртыш из Казахстана. Каких-либо проблем с водными ресурсами этих рек между странами не возникало. Однако, поскольку верховья Иртыша находятся в Китае, это вызвало трехсторонние споры. Пекин неохотно реагировал на запросы России и Казахстана по урегулированию вопросов использования и охраны водных ресурсов.

Река Урал
Река Урал

А вот по отношению к Украине у России имеется серьезное преимущество, поскольку под ее контролем находятся верховья основных притоков Днепра — крупные реки Десна, Псел, Сейм и Воскла. Добавим, что союзная Беларусь контролирует Припять и Днепр.

Потенциально Россия может использовать свое стратегическое положение, причем не только с позиции геоэкономики, но и театра военных действий. В частности, для сбора разведданных в эти реки могут запускаться беспилотные надводные и подводные аппараты. Применение таких аппаратов могло бы давать оперативную информацию. Подобный актив гидрогегемонии может стать полезным инструментом в противостоянии с противником.

Водные ресурсы в современном мире являются не только природным богатством, но и инструментом, который применим в области геополитики. Политические процессы за пределами водного сектора формируют гидрополитические отношения, которые несут преимущество тем, кто контролирует ситуацию. Гидрогегемоном становится тот, кто сильнее.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!