Найти тему
6,7K подписчиков

Пётр III хотел сделать Россию лютеранской?

103 прочитали

25 декабря 1761 года после смерти Елизаветы Петровны на российский престол взошел новый правитель - ее племянник Пётр Федорович. Он никогда не скрывал своего почитания прусского короля Фридриха II и полученную страну хотел «исправить» на прусский манер. Но не успел из-за своего короткого по времени правления. Однако даже в тех начинаниях, которые были им совершены, современники видели отказ от исторически сложившихся традиций и смотрели на это с неприязнью. Но правда ли, что монарх так сильно не любил Россию? Возможно, в этом поможет разобраться один из примеров.

25 июня 1762 года император Пётр III издал указ, по которому уравнял в правах православную и лютеранскую церкви. Вероятно, это решение было не самым плохим, но сделано все было слишком неподготовленно, так что выглядело как откровенное оскорбление православия. Помимо этого Пётр III прекратил преследования раскольников и провёл решение о секуляризации церковно-монастырских имений. Царь, которого и так считали поклонником всего иностранного, теперь и вовсе стал восприниматься ненавистником православной веры. Это в дальнейшем и отвернуло от него российское население. А каковы же были его планы на самом деле?

25 декабря 1761 года после смерти Елизаветы Петровны на российский престол взошел новый правитель - ее племянник Пётр Федорович.

Петр III хотел уравнять все религии. В обществе же намерения императора воспринимались однозначно как желание заменить православие лютеранством. «Он вознамерился было переменить совершенно религию нашу, к которой оказывал особенное презрение. Он призвал первоприсутствующего [Святейшего Синода] архиерея новгородского Дмитрия Сеченова и приказал ему, чтобы в церквях оставлены были иконы только Спасителя и Богородицы, а других бы не было, также, чтоб священники обрили бороды и носили платье, как иностранные пасторы… И хотя дело на этом до времени остановилось, однако произвело во всем духовенстве сильное неудовольствие, содействовавшее потом очень много перевороту»,- писал об этом его современник Болотов.

Пётр III, тогда еще Карл Петер Ульрих, родился в северонемецком портовом городе Киле и был воспитан в протестантском духе. Его любовь в немецкому укладу жизни не была какой-то странностью - его раннее детство было немецким.

Помимо прекращения гонений на старообрядцев Петр III намеревался провести церковную реформу: переодеть духовных лиц в протестантские сутаны, запретить духовенству ношение бороды, убрать все иконы из храмов, кроме образов Богородицы и Спасителя. Подобное отношение к национальной религии вызывало неприятие как у простого народа, так и при дворе.

Неприязнь к Петру III нарастала, а он будто и не замечал. Не желая посещать православные храмы, он часто присутствовал на богослужениях в католических и лютеранских. Были выделены средства на строительство кирхи, что страшно разозлило петербуржцев. Когда распространился слух, что император собирается сделать лейб-гвардией несколько своих голштинских полков и один прусский и выстроить для них лютеранскую кирху напротив церкви Святого Исаакия, к тому времени сломанной из-за ветхости, то ненависть гвардейцев к нему достигла крайности.

Поведение Петра вредило ему все больше. Шутовство и кривляние в храме, так забавлявшее императора, воспринималось прихожанами как признак одержимости. Настораживал и упорный отказ от миропомазания. По христианскому учению, через миропомазание на правителя нисходят особые дары Святого Духа, которые должны помочь ему царствовать. Петр считал такой подход суеверием, а в результате не признавался значительным числом подданных как в полной мере законный государь. К слову, сменившая его на престоле Екатерина, приняла миропомазание в первый же день, видимо, понимая, как это повлияет на массы.

25 декабря 1761 года после смерти Елизаветы Петровны на российский престол взошел новый правитель - ее племянник Пётр Федорович.-2

Еще Петру III очень повредили слухи о масонской ложе, заседавшей в Ораниенбауме. По некоторым данным, император оказался посвящен еще за границей, то есть совсем мальчиком. Ложа «Постоянства» находилась в загородной резиденции и, вероятно, совпадала с иностранной петербургской ложей под тем же названием. Подражая своему кумиру прусскому королю Фридриху II, Петр III объявил себя покровителем вольных каменщиков, подарил «Постоянству» дом в столице и сам руководил масонскими работами.

Петр не принимал Россию такой, какая она есть. Россия же в ответ не принимала его. Не мог русский человек считать своим государем того, кто так выступает против православной веры. Такой человек либо не дружит с головой, либо бес. Эти же версии неплохо ложились в дальнейшую пропаганду, распространяемую Екатериной после восшествия на престол. Нужно же было как-то объяснить, что она явно лучший для России вариант, чем свергнутый Пётр. Так что не будем отрицать и ту вероятность, что многие факты об императоре были заведомо преувеличены для создания необходимого образа.

Указ об уравнивании всех религий, с которого мы начали, стал последней каплей для народа. В отличие от предыдущих – сенатских – этот акт имел более высокий статус, поскольку был издан самим государем. Петр лишал православие, исповедуемое подавляющим большинством его подданных, господствующего положения. Он был принят всего за 3 дня до переворота, когда Пётр III был свергнут, и никому из россиян тогда даже не пришло в голову вступиться за царя. Этим опять же грамотно воспользовалась Екатерина: «Он возмечтал о своей власти монаршей, якобы она не от Бога… Не имев, как видно, он в сердце своем следов Веры Православной Греческой (хотя в том довольно и наставляем был), коснулся первее всего древнее православие в народе искоренить своим самовластием… И сим образом православными владычествовать восхотел, начав истреблять страх Божий».

Постепенно все описанные шаги привело к тому, что Пётр стал восприниматься «врагом рода человеческого». Уже никто не пытался понять, чего на самом деле добивался император. Осталось лишь мнение, что он хотел раз и навсегда уничтожить все православное и заменить «бесовским».