В Древней Греции обращение к оракулу было частым явлением. Это было частью греческой религии и культуры.
Прием у оракула заключался в том, чтобы задать вопрос Богу через пророчицу или жреца.
Сивилла – одна из таких пророчиц.
Она входила в контакт с богом Аполлоном.
Однако ответы Сивиллы (как и многих других оракулов) часто бывали довольно загадочными и двусмысленными.
Например, одна из Сивилл якобы ответила солдату, который пришел к ней узнать исход битвы, на которую он собирался идти:
Ibis redibis nunquam per bella peribis
В зависимости от расстановки запятой ответ мог означать "Ты пойдешь, ты вернешься, ты не умрешь на войне" или "Ты пойдешь, ты не вернешься, ты умрешь на войне".
Этот забавный пример, который часто используется, чтобы показать студентам важность знаков препинания на латыни, несомненно, не является историческим, но он хорошо иллюстрирует репутацию древних Сивилл.
Последние часто давали ответ, допускающий несколько интерпретаций, тем самым умело ограждая себя от каких-либо неудобных вопросов.
Самая древняя известная греческая Сивилла — это Сивилла Эритрейская, но с течением веков их количество росло: Персидская Сивилла, Ливийская… Римляне продолжили этот греческий обычай и также заводили своих Сивилл, самая известная из которых — Кумская Сивилла.
Хорошо, но как объяснить изображение этих языческих жриц во многих церквях, самыми известными из которых, несомненно, являются те, что были написаны Микеланджело между 1508 и 1512 годами на своде Сикстинской капеллы?
Примерно с 3 века н. э. по Римской Империи циркулировала серия из двенадцати книг, известных как «Сивилловы оракулы».
В них были соединены предсказания древних оракулов, иудейских пророков и христианских писаний.
Так, в восьмой книге были собраны пророчества сивиллы Эритрейской. Из которых некоторые христианские мыслители, такие, например, как святой Августин, сделали вывод, что Сивиллы предсказывали рождение Иисуса и приход христианства…
Это и объясняет, почему Микеланджело изобразил пять фигур Сивилл вперемешку с семью фигурами пророков на своих фресках в своде Сикстинской капеллы.
В 1568 году Трентский Собор внес во все это некоторый порядок, и жрицы Аполлона перестали изображаться в церквях.