Навеяло текущей ситуацией с Wildberries, когда она в одностороннем порядке внесла изменения в договоры с ПВЗ по франшизе. Она МОГЛА по этим договорам (все что угодно), вот и сделала...
Ниже МОЕ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ. С Wildberries мы не работали и работать не будем, вся конкретика в статье из публичной информации.
С огромным интересом слежу за развитием ситуации.
Раньше если встречалась какая информация, тоже читала (я много читаю по электронной торговле, поскольку сама в ней). И создалась определенная наслышанность.
Wildberries последние годы последовательно ужесточает условия для партнеров и клиентов, а с другой стороны, сама ни за что не отвечает, поскольку имеет сильнейший юридический отдел для разбирательств в свою пользу.
Так читала на форумах, как страдают поставщики. У них теряются грузы на складах, товары портятся халатным отношением, не могут забрать брак назад, оплачивают выставляемые штрафы за все подряд. Для меня "вишенка на торте" что за вход - чтобы стать их поставщиком - теперь надо заплатить 30 тысяч рублей. Согласитесь, немаленькая сумма! Еще ничего не продал и не заработал, а 30 тыс уже отдал...
Еще читала, что внутренняя система запутанная, данные в разных отчетах разные, на вопросы отвечают долго и формально.
То есть заработать - открыв с Wildberries бизнес, став его поставщиком товаров, быть успешным - нелегкая задачка НА ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ!
Потому что в жизни происходит всякое-разное, и тут очень важно, какие партнерские отношения, что и как реально выполняется.
И если партнер по любому поводу штрафует и наваривается, то чем дольше отношения - кто будет в выигрыше, а кто в проигрыше?
Ну а текущая ситуация вкратце цитирую
3 марта руководство Wildberries внесло в одностороннем порядке изменения в ОФЕРТУ для владельцев пунктов выдачи заказов. По новым условиям, с предпринимателей удерживается полная стоимость товаров, которые покупатели возвращают на склад из-за брака или подмены. При этом гарантий того, что такой товар уберут из продажи и он не попадет к новому клиенту, нет (!!!).
Первые списания с владельцев пунктов выдачи начались 9 марта, в том числе за прошлогодние товары (!!!).
14 марта Wildberries также ввела в оферту штраф в 100 тыс. рублей за распространение «недостоверной, ложной, вводящей в заблуждение, подстрекающей к противоправным действиям информации» (!!!)
И к сожалению, это наглядный пример, что сейчас происходит ВООБЩЕ.
В коммерции, в бизнесе, сейчас просто ужасное отношение к договорам.
Что в них пишут КРУПНЫЕ компании, заставляя своих партнеров их подписывать - при этом договор изменениям не подлежит - это неприемлемо с точки зрения реальных партнерских отношений!
Многие из крупняка делают ОДНОСТОРОННИЕ договоры в свою пользу.
Более того, сейчас практика такая, договор делается ОФЕРТОЙ, выкладывается в интернете, при оказании услуг подписывается краткая бумажка (или даже ничего не подписывается).
А вся конкретика - что и как - в той многостраничной оферте, которая в любой момент меняется в одностороннем порядке. И как быть обычным людям, или мелкому бизнесу? Да никак, приходится соглашаться. А дальше как повезет.
Пара свежих примеров из нашей практики:
- Атол онлайн-касса, в январе прислали счет на оплату услуг ЗА ВЕСЬ ГОД вперед. До этого мы платили поквартально. Согласитесь есть разница платить 6 тыс руб за 3 месяца или сразу 24 тыс руб аж на год вперед? Я потребовала чтобы бухгалтер получила обоснование. Ответ - теперь такой у нас договор-оферта. Мы им ответ - а мы заключали с вами договор РАНЕЕ, когда была поквартальная оплата. Итог - продолжаем платить как и платили. Но ценой траты времени и нервов. А сколько постоянных клиентов перешли на новую схему и заплатили им этот годовой взнос? А если у них произойдут изменения и онлайн-касса больше не потребуется, это напрасно выкинутые деньги. А ничего так собрали с интернет-магазинов деньги на год вперед, да?
- Или досрочное закрытие кредита в Сбербанке. В расчет окончательной суммы нам ввалили штраф 30 тыс руб за досрочное закрытие. Вообще, это мягко говоря противоречит законам. Когда им написали на каком основании - ответ, на основании договора-оферты и ссылка на страницу в интернете, где лежит этот многостраничный документ. А мы подписывали РЕАЛЬНЫЙ договор, и там этого нет. В итоге штраф 30 тысяч сняли, НО, новые кредиты Сбербанк сейчас выдает без подписания БУМАЖНЫХ ДОГОВОРОВ! Поэтому, в следующий раз от такого штрафа просто так отмахнуться не получится, если только не привлекать толкого юриста.
Возвращаясь к Wildberries.
У них на сайте есть договор-оферта работы с поставщиками - продавцами, кто продает товары через него.
Кусочки из него, просто прелесть!
К каждой цитате даю свое пояснение. Тексты взяты из договора оферты для продавцов на 16/03/2023:
1.2.5. При регистрации на Портале после ознакомления с Офертой Продавец уплачивает Вайлдберриз обеспечительный платеж (далее – Депозит) в сумме, указанной на Портале. Депозит является обеспечением надлежащего исполнения обязательств Продавца по возмещению убытков и уплате неустоек в случаях нарушения условий Договора.
"... убытков и уплате неустоек в случае нарушения условий договора" - ОЧЕНЬ ШИРОКАЯ ФОРМУЛИРОВКА. Однозначно не постесняются использовать этот пункт, потому что для этого он и придуман.
-
2.1. Продавец поручает, а Вайлдберриз принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от имени Продавца и за счет Продавца сделки по реализации товаров, принадлежащих Продавцу...
2.1.1. В случаях, предусмотренных Договором, Продавец обязуется возместить Вайлдберриз издержки, понесенные при исполнении поручения.
"... обязуется возместить издержки" - ОЧЕНЬ ШИРОКАЯ ФОРМУЛИРОВКА. Какие издержки? Да, любые. Продавец о них узнает, когда его поставят перед фактом.
-
4.6. Продавец обязуется уплатить Вайлдберриз Вознаграждение за реализацию Товара от имени Продавца... Порядок расчета Вознаграждения предусмотрен «Правилами расчета размера Вознаграждения».
4.6.1. Продавец обязуется возместить издержки Вайлдберриз, понесенные при исполнении поручения Продавца, ... и Вайлдберриз понесло издержки в виде оплаты услуг третьих лиц по выдаче Товара Покупателю в пункте выдачи заказов, приему от Покупателя возвращаемого Товара в пункте выдачи заказов или в виде выплаты вознаграждения третьим лицам (агентам) за выдачу Товара Покупателю в пункте выдачи заказов...
4.6.2. Сумма возмещаемых Продавцом издержек указывается в Отчете о продажах.
4.6.3. Вайлдберриз не предоставляет Продавцу документы, подтверждающие несение Вайлдберриз издержек за исключением случаев направления Продавцом посредством Портала не позднее чем по истечении 30 дней с момента получения Продавцом Отчета о продажах запроса о предоставлении таких документов...
Кратко суть этих пунктов - продавец должен уплатить все издержки, включая расходы ТРЕТЬИХ лиц, которые станут известны только по факту, при этом без требования никакого обоснования таких расходов не будет!
Заложены ли тут разумные ограничения? Нет. Все участники как-то сработают, будут расходы, продавец должен их оплатить полностью. Все.
-
4.8. Порядок оказания и определения цены услуг определен в Правилах оказания услуг... Опубликованные тарифы могут быть изменены Вайлдберриз в зависимости от загруженности складов, с использованием которых оказываются услуги. Новые тарифы вступают в силу с момента их публикации на странице Портала.
То есть сколько стоило вчера - не значит что завтра будет стоить столько же. Оплатить обязаны, потому что подписались на это.
Нормально как могло бы быть?
Когда в договоре прописано, что тарифы меняются не чаще чем раз в квартал, изменение не больше чем на 10%, рост больше только если в связи с ростом ставки ЦБ, и о смене тарифов предупреждают минимум за месяц.
-
4.9. ... Стороны признают, что размещение на Портале Отчета о продажах и отсутствие возражений Продавца в отношении Отчета о продажах, предъявленных в течение срока, предусмотренного пунктом 4.4 Договора, являются обстоятельствами достаточными для признания оказанных Вайлдберриз услуг принятыми Продавцом.
Для чего такой пункт? Чтобы поезд ушел, и задним числом ничего оспорить нельзя. А в ежедневной деятельности никто не будет делать, потому что продавцы - часто небольшие компании или физ-лица, и им просто некогда отслеживать и выполнять формальные процедуры.
-
4.11. Вайлдберриз удерживает Вознаграждение Вайлдберриз, сумму подлежащих возмещению издержек, стоимость услуг Вайлдберриз и цену хранения Товара из денежных средств, подлежащих перечислению Продавцу за реализованный Товар. ... признаются автоматически прекращенными зачетом без дополнительных заявлений сторон или соглашений
То есть зачислит деньги за продажи с вычетом всех издержек.
Вуаля! В ЭТОМ ВСЕМ БУДЕТ КРАЙНЕ СЛОЖНО РАЗОБРАТЬСЯ!
Это самая мутная схема, когда ВЗАИМОЗАЧЕТОМ платится то, что должно быть оплачено.
Чем плох взаимозачет?
Покупатель оплатил 10 тыс рублей, и вы хотите эти деньги получить себе. А вам по взаимозачету платят 5 тыс рублей, и вы негодуете, а куда делись ваши 5 тысяч?
Разобраться в какие расходы они ушли реально НЕ СМОЖЕТЕ. Потому что это схема специально и придумана, чтобы ВСЕ БЫЛО ШИТО-КРЫТО!
Мы из-за этого перестали в свое время работать с Бохберри. Нельзя было понять реальные расходы на доставку.
Лидеры - транспортные компании, такие как СДЭК, ДПД, Почта - используют правильную схему!
- Клиентские платежи (наложку) перечисляют в ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.
- Выставляют счета за доставку и услуги, и они оплачиваются как явный расход.
- Итого, все клиентские деньги получены (прозрачный учет оплат клиентов), все транспортные расходы также явно оплачены и встали в расход (и можно сразу увидеть какой % они составили к обороту, дешевле стала доставка или дороже, что далее оптимизировать).
- Более того, также все прозрачно и в самой компании, оказывающей услуги. Денежные потоки разведены, схемы мошенничества внутри сотрудниками не прокатят.
Поэтому УЖЕ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА СХЕМЫ ВЗАИМОЗАЧЕТА я никогда бы не стала работать с Вайлдберриз.
-
4.12. В случае возврата Товара третьим лицом (потребителем) Вайлдберриз не обязан перечислять Продавцу денежные средства за данный Товар, а если уже перечислил, Продавец обязан возвратить Вайлдберриз сумму за такой Товар в течение 5 (Пяти) календарных дней с момента предъявления Вайлдберриз требования, либо Вайлдберриз в одностороннем порядке уменьшает сумму денежных средств, полученных от реализации другого Товара и подлежащих перечислению Продавцу, на стоимость такого Товара
Ну вот, добавили возвраты товаров и денег за них, и система стала окончательно запутанной.
-
5.2. Вайлдберриз не несет ответственности за косвенные убытки или упущенную выгоду Продавца или третьих лиц, независимо от того, могло ли Вайлдберриз предвидеть причинение таких убытков.
Отказ от ответственности, если что, то возместить с них не получится.
-
Шикарный пункт!
5.3. При фиксации попытки хищения Продавцом / сотрудниками Продавца или привлекаемыми им третьими лицами товарноматериальных ценностей Вайлдберриз включая, но не ограничиваясь посредством свидетельских показаний, системы аудио или видеонаблюдения, уличных камер дорожного движения, а также выявленных при проведении внутренних проверок и оперативно-следственных мероприятий, иными способами фиксации правонарушения в отношении товарно-материальных ценностей Вайлдберриз, на Продавца накладывается штраф в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей за каждый выявленный случай. Указанный штраф не отменяет обязанности Продавца по возмещению убытков в размере стоимости похищенных товарно-материальных ценностей.
"... иными способами фиксации правонарушения" - интересно какими? Будьте добры готовы оплатить штраф 500 тыс руб не пойми на каком основании...
-
5.4. В случае совершения Продавцом / сотрудниками Продавца или привлекаемыми им третьими лицами: - проезда на территорию Вайлдберриз лиц, лишенных специального пропуска или не имеющих специального пропуска; - пешего прохода под шлагбаумом или прохода в обход турникета на территорию Вайлдберриз; - курения на территории Вайлдберриз вне специально отведенных для этого мест; - передвижения на территории Вайлдберриз со скоростью более 20 км/ч; - ремонта автомобиля или допущения розлива технических жидкостей на территории Вайлдберриз; - оставления или складирования мусора на территории Вайлдберриз вне специально отведенных для этого мест; - проникновения на территорию зданий Вайлдберриз через доки, предназначенные для погрузки товарно-материальных ценностей Вайлдберриз в автомобили; - бездействия при предъявлении требований сотрудников охраны Вайлдберриз о перемещении автомобиля по территории Вайлдберриз; - нахождения на территории Вайлдберриз в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения либо нахождения на территории Вайлдберриз с запрещенными к обороту на территории РФ жидкостями и/или веществами, на Продавца накладывается штраф в размере 200 000 (двести тысяч) рублей за каждый выявленный случай.
И 200 тысяч руб штрафа за каждый эпизод сотрудника или привлекаемой компании, того, кто привозит товары им на склады!
-
Мало? Вишенка - заплатите штраф по-любому за что-нибудь!
5.5. Стороны договорились, что для Продавца может быть установлена дополнительная ответственность в виде штрафов, путем внесения изменений в настоящую оферту, приложения к ней и иные регламенты.
-
И закрепление если кому не понятно что договор односторонний:
6.1. Вайлдберриз вправе в одностороннем порядке вносить изменения и/или дополнения (далее – Изменения) в Договор, а также в любые Правила и иные документы, указанные в п. 7.6 Договора. Изменения могут вноситься в том числе в виде новой редакции текста Оферты, Правил или иного документа.
6.2. Уведомление Продавца о внесении Изменений в Договор и/или Правила и иные документы к нему осуществляется путем направления Продавцу посредством Портала уведомления об Изменениях и размещения текста Изменений или текста Оферты (Правил, иного документа) в новой редакции на Портале.
6.3. ...Продавец обязуется самостоятельно посещать Портал для проверки наличия/отсутствия изменений/дополнений, Оферты (Правил, иного документа) в новой редакции.
Нет никаких ограничений - какие изменения могут быть внесены! Любые!
А если в противоречие с нормами РФ - то есть специальный пункт!
7.4. К отношениям сторон по настоящему Договору, а также отношениям, связанным с заключением и последствиями прекращения Договора, применяется право Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных Договором.
Нормальная формулировка??
В договоре с Вайлдберриз не применяется право Российской Федерации. Если указан явно любой абсурд в договоре - то будьте обязаны выполнить! Потому что! Так они решили, а продавцы подписали.
Ну и если захочется что-то оспорить, то
7.5. Все споры и разногласия, возникающие между Сторонами по Договору или в связи с ним, подлежат досудебному претензионному урегулированию. Претензия должна быть составлена в письменной форме. К претензии должны быть приложены и в ее тексте должны быть указаны документы и сведения, необходимые для рассмотрения претензии по существу. Другая Сторона обязана ответить на предъявленную претензию в течение 30 (Тридцати) календарных дней со дня ее получения.
Не приложили достаточно документов - претензия будет возвращена без рассмотрения. Ну и ждите ответа 30 дней...
Далее
7.6. Неотъемлемыми частями Договора являются:
Правила использования Портала. Правила упаковки и маркировки Товара. Правила приемки и возврата Товара. Форма Акта приемки Товаров. Форма Отчета о продажах. Правила расчета Размера Вознаграждения. Правила определения размера Коэффициента Вознаграждения Вайлдберриз (кВВ). Правила оказания услуг. Правила выкупа товара. Форма уведомления о выкупе. Правила установления коэффициента выкупной цены. Правила оказания услуг по продвижению Товаров на сайте. Форма заявки на оказание услуг ВБ.Медиа
Плюс куча документов с детализацией, где все будет прописано в сложных формулировках.
И меняются, все эти приложения, конечно, же в любой момент.
Для примера - картинка расчета вознаграждения - сколько будет выплачено им за оказанные услуги.
ФОРМУЛА и пояснения к ней ВЫЗЫВАЕТ СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ, интересно, кто-то в этом реально разбирался и понял???
Дело ясное, что дело темное.
Заканчивая разбор договора.
Почему я рассмотрела именно договор поставщика - потому что это моя тема.
У нас со всеми товарами, услугами и тп действующих наверное порядка 200 договоров. Поэтому, все что тут написано - это НОНСЕНС с точки зрения нормальной партнерской работы на долгий срок для взаимной выгоды. Явно перекос в сторону одностороннего обогащения. Слава богу, что ключевые договоры - которые мы сами подписываем - не односторонние! А очень даже партнерские.
А у Вайлдберриз годы эта ОДНОСТОРОННЯЯ практика длится, вот и рвануло с пунктами выдачи.
Очень надеюсь, что это таким не останется. Нужно ограничить и приструнить КРУПНЫЕ КОМПАНИИ.
Потому что если будете брать и разбираться с публичными договорами офертами многих известных компаний, то, увы, будут в них всякие подобные односторонние формулировки.
И это не улучшает деловую среду и не позволяет окрепнуть и вырасти мелкому и среднему предпринимательству. Монополии и олигополии - это очень печально. Поэтому, наблюдаем, что будет далее...