К середине марта мировая пресса неожиданно заговорила о рисках нового глобального кризиса, заставляющего вспомнить о проблемах, с которыми мир столкнулся в 2008 году. Всему виной оказалось стремительное банкротство американского Silicon Valley Bank (SVB), «банка Кремниевой долины»: он входил в двадцатку крупнейших в США и специализировался на обслуживании технологических компаний. Драма разыгралась буквально за несколько дней и вызвала такую же молниеносную реакцию регуляторов. Чтобы затормозить нарастающую панику, они пошли на неординарные меры, удивившие многих специалистов. Риски для банковской системы тем не менее сохраняются. В непростой ситуации оказался теперь и американский Центробанк которому придется принимать непростые решения в своей непрекращающейся борьбе с инфляцией.
Стратегическая ошибка
Проблемы начались с того, что 8 марта SVB объявил о проведении дополнительной эмиссии акций на общую сумму 2,25 миллиарда долларов. Банк объяснил, что ему требуется возместить убытки на 1,8 миллиарда долларов, которые он понес при продаже активов на 21 миллиард — преимущественно казначейских облигаций США.
На ценные бумаги в целом при этом приходилось более половины активов SVB, что в нормальном состоянии для банка очень много. Ставка Silicon Valley на такие вложения объяснялась тем, что кредитование он активно развивать не мог. Его традиционные клиенты, техностартапы, предпочитали банковским займам привлечение средств через инвестраунды, и SVB, чтобы заработать, активно покупал ценные бумаги — в частности, длинные гособлигации. Стратегия работала, пока ставки держались на сравнительно низком уровне. Но когда инфляция вынудила Федеральную резервную систему (ФРС) США пойти на резкое ужесточение денежно-кредитной политики, начались проблемы. Бумаги на балансе банка стали дешеветь: их средняя доходность была заметно ниже текущей доходности десятилетних облигаций, что должно быть компенсировано более низкой стоимостью.