Мы уже делали обзор фототоваров конца девятнадцатого - начала двадцатого века, сегодня поговорим о рекламе, которая испокон веков была двигателем торговли. Как же рекламировали товары и фотографическое оборудование сто лет назад?
Конечно, фразы и обороты тогда были весьма своеобразными, соответствующими духу времени, но основные приемы, креативные ходы, штрихи и акценты, перешли в современный маркетинг по наследству почти в неизмененном виде. Если не верите, убедитесь сами.
Начнем мы с самой броской рекламы, привлекающей внимание своей пикантностью.
Как видите, обнаженная натура неизменно обеспечивает успех товара независимо от его назначения.
Идем дальше, рекламное объявление, вызывающее любопытство, игру воображения. Здесь мы видим объявления о продаже стереоскопических картин самых привлекательных жанров. Разные продавцы, разные способы достучаться до сердца и кошелька покупателя.
Реклама необычной новинки под слоганом: «Можно бы думать, что такая маленькая камера просто игрушка. Опыт показал обратное».
Само объявление содержит подробное описание товара и способ его успешного применения:
«КАМЕРА ГЮТТИХА «АТОМЪ» для пластинок размера 4 ½ х 6 см есть настоящий фотографический аппарат для точных работ. Снабженная хорошим объективом (Ахромат, Апланат, Ллойд-Анастигмат, Тессар-Цейсса или Дагор Герца!) она дает редкие, свободные от каких бы то ни было искажений изображения, пригодные для увеличения в 4, 6 и 8 раз (посредством увеличительных аппаратов Гюттиха при помощи дневного света).
Благодаря автоматической установив на «безконечность» при открытии камеры (по системе ,,Купидо“) камера Атом сразу установлена резко на ,,безконечность“ и готова к съемке.
Наведение на фокус возможно и по матовому стеклу, причем как матовое стекло, так и кассеты не вдвигаются, как обыкновенно в пазы, а просто прикладываются к задней стенке камеры и удерживаются пружинными крючками, которые опять-таки открываются одним нажимом (патентовано).
Это совершенно не заметный при съемках аппарат.
Новый роскошный каталог № 413, высылается по требованию бесплатно. ГЮТТИХЪ, Акц. О-во Дрезден 21.»
Рекламное объявление, где текст дополнен необычной картинкой, привлекающей внимание.
Зеркальная камера Гюттиха для фотографирования животных
Еще один интересный вариант представления публике новинки – рекламная статья о необычном использовании фотокамеры. Как вы понимаете, фотографирование дикой природы тогда уже было популярным, а любовь к домашним питомцам неизменна с незапамятных времен.
«Фотографирование животных представляет весьма интересную и благодарную работу для фотографа-любителя. По этой отрасли фотографии в иностранной фотографической литературе имеется много указаний и руководств, так как этот род работ требует известных приспособлений. Прежде всего приходится остановиться на выборе камеры: больше всего пригодна для этого так называемая зеркальная камера. Специально приспособленные камеры такого типа для съемки животных изготовляются фирмою Гюттих в Дрездене, имеются также же камеры и других фабрик.
Одним изб первых условий для удачных работ подобной камерой представляется соответственное устройство щелевого затвора возможно простой конструкции с изменяемою шириною щели, заряжаемого и спускаемого без шума и сотрясений. Необходимо также, чтобы самая существенная часть такой камеры—зеркало, было точно установлено, выверено и совершенно плоско, и высеребрено было с поверхности. Оно должно отражать на верхнее матовое стекло весь снимок, помещающийся на пластинке как при горизонтальной, так и при вертикальной съемке, дабы не требовалось делать никаких поправок и перемещений аппарата, раз наведенного на предмет съемки. Мало пригодны и такие матовые стекла большего против пластинки размера, на которых очерчены размеры пластинки. В камерах Гюттиха вращение матового стекла для визирования как при продольных, так и при вертикальных съемках совершается моментально при помощи особого патентованного механизма посредством вращения одного лишь колесика.
Наконец в идеальной камере при наведении на фокус не должно быть мешающего постороннего света, для точной установки на резкость, в особенности ввиду краткости съемки и незначительной глубины при необходимости работать большою светосилою, полным отверстием, хотя бы таким объективом, как Тессар Цейсса F : 4.5. Зато такой совершенный прибор дня фотографа-любителя—все.
Как нам известно, фабрика Гюттиха изготовляет новые камеры с пневматическою сменою зеркала, что сделает возможными спуск на расстоянии от камеры при помощи трубки с грушею. Это новое усовершенствование еще в значительной мере поднимет уже присущие и признанные за зеркальными камерами Гюттиха достоинства.
Цена камеры см. Прейс-курант 1908 г. Иохим и Ко».
Оригинальный самопиар
Иллюстрированный журнал «Фотографические новости» в 1909 году применил вот такой необычный метод рекламы самого себя. Объявление-уведомление с прозрачным намеком в очередном номере:
«От конторы редакции.
Журнал «Фотографические Новости» за 1907 год разошелся без остатка.
За 1908 год имеются в конторе редакции лишь последние шесть номеров (Июль — Декабрь), которые высылаются желающим по получении 50 коп. (можно присылать почтовыми марками).
Подписка на 1909 год продолжается».
Акция «Приведи друга»
Думаете, рекламный прием «подписался сам – приведи друга» - детище современных маркетологов? Вовсе нет. В начале ХХ века такое тоже практиковалось, только не совсем понятно какие «плюшки» получал первоначальный подписчик. А так – действенный метод для расширения пользовательской аудитории. Читаем в журнале «Фотографическое искусство», за январь 1906 года:
«Просьба к нашим уважаемым подписчиками.
Чтобы приобрести нашему журналу еще новых друзей, мы осмеливаемся обратиться сегодня к нашим уважаемым подписчикам с просьбою не отказать в любезном сообщены на нижеследующем списке возможно точных адресов господ любителей, которых мы пока не имеем чести считать своими подписчиками, дабы мы могли выслать им пробный номер нашего журнала.
Мы в благодарность за то приложим все старания пополнением и расширением содержания поднять наш журнал, что будет тем легче достижимо, чем шире будет круг подписчиков.
Рига, Столбовая 88, почтовый ящик 223. Фотографическое Искусство. Редакция.
(в таблице) Имя, отчество и фамилия | Город и губерния | Улица и № дома».
Отвлечемся ненадолго от основной темы – рекламы фототоваров. В старых журналах по фотоискусству встречались и рекламные объявления смежников. Вот, например, какое мы нашли необычное рекламное объявление в журнале за 1906 год:
Принимается подписка на 1906 г.
«РЕБУСЪ» единственный в России популярно-научный ЖУРНАЛЪ по вопросам спиритуализма, психизма и медиумизма
(Обзор и исследование малоизвестных теорий и фактов: телепатии, ясновидения, передачи мыслей, раздвоения личности, одержания, сомнамбулизма, животного магнетизма, медиумизма, гипнотизма и явлений спиритизма).
Независимое слово вне школ и партий о всех спорных вопросах науки и жизни.
Выходит не мене 2-х раз в месяц, выпусками от, одного до 3-х печатных листов. Статьи по мере надобности сопровождаются пояснительными чертежами, рисунками и портретами.
Помещаются отзывы о новых и старых книгах; разъяснения и ответы редакции на запросы и письма подписчиков. В литературном отделе будут помещаться повести, рассказы, романы, стихотворения и новеллы, соответствующие направлению журнала.
За прошлые года в журнале, в числе прочих статьей, были напечатаны: проф. Ф. Мейерса — «О послесмертном существовании» и „Прижизненные призраки"; проф. А. Бутлерова — „Статьи по медиумизму“; А. Аксакова „Анимизм и агиритизм"; проф. Н. Вагнера — „Фотография невидимой руки"; А. Дассье — „Позитивизм в области спиритуализма"; А. Шопенгауера — „О духовидении"; Дю-Преля — „Душа, как организующее начало"; М. Сабуровой — „Смерть только метаморфоза"; проф. Шарко — „О сомнамбулизме и гипнотизме"; д-ра Охоровича — „Лекции о животном магнетизме"; А. Уоллеса — „Духовный дарвинизм"; проф. В. Крунса — „Об относительности человеческих знаний"; II. Чистякова — «История волшебства и суеверий», «Кант, как спиритуалист", «Радий и ясновидение" и др.;
Затем ОТЧЕТЫ ЛОНДОНСКОГО ОБЩЕСТВА ПСИХИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ и пр.
Подписная цена в России: на год 5 руб., на полгода 3 руб.
За границу: на год 6 руб., на полгода 3 руб. 50 коп.
Отдельный номер в продаже 25 к. (можно высылать почтовыми марками).
Подписка принимается в МОСКВЕ: в редакции журнала — Арбат, дом Нейдгардт, кв. № 12 и ВО ВСЕХ КНИЖНЫХ МАГАЗИНАХ В РОССИИ
=======================
Впечатляет, не правда ли?
И напоследок броская реклама, товар в которой преподнесен со всем шиком.
Мы тоже умеем рекламировать себя). Подписывайтесь, приводите друзей, ставьте лайки, а мы «в благодарность за то приложим все старания пополнением и расширением содержания» наших публикаций!
Для тех, кому интересна портретная фотосъемка, наш проект на «Планете» https: //planeta. ru/campaigns/173856
Наша группа в ВК https: //vk. com/vintage_photo_portrait
Будем рады вашей подписке и лайку. Оставайтесь с нами, дальше будет еще интереснее!