Сегодня телефонное мошенничество – хищение средств путем обмана без очного контакта с потерпевшим – остается одним из самых распространенных видов мошеннических действий. Злоумышленник постоянно придумывают новые схемы обмана, чтобы получить доступ к банковским картам жертв или их другим персональным данным. В связи с этим возникает множество вопросов о безопасности своих персональных данных. Какие уловки используют мошенники для этих целей? Как защитить себя и близких от обмана? Как наказать злоумышленников? На эти и другие частые вопросы о телефонном мошенничестве вы найдете ответы в статье.
Почему люди верят телефонным мошенникам?
Чаще всего мошенники пользуются не хитрыми программами, а собственным умением убеждать и манипулировать. Чаще всего люди попадают “в лапы” злоумышленников из-за:
- Состояния стресса. Например, мошенники часто выводят из равновесия вестью о том, что близкий попал в беду или что деньги в опасности. В такие моменты критическое мышление человека отключается.
- Нехватки времени. Человек просто сам не хочет вникать в проблему, сообщая всю нужную мошеннику информацию.
- Авторитета источника. Аферист может представить сотрудником банка или выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов.
Обман – это основной способ совершения хищения у телефонных мошенников. Аферисты целенаправленно и сознательно сообщают заведомо ложные факты либо умалчивают истинные сведения, чтобы ввести “жертву” в заблуждение.
Еще один метод, применяемый мошенниками – злоупотребление доверием. Аферисты с корыстной целью используют доверительные отношения с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо его личными отношениями с потерпевшим.
Какая ответственность предусмотрена за мошенничество по телефону?
Действия телефонных мошенников преследуют цель хищения чужого имущества или права владеть им путем обмана, злоупотребления доверием. Исходя из этого можно сделать вывод, что мошенничество по телефону регулируются той же статье, что и дела об “обычных” мошенничествах – статьей 159 УК РФ.
В этой же статье предусмотрены разные виды уголовной ответственности в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом, может повлечь суровую ответственность вплоть до лишения свободы сроком до 10 лет. Эти и другие квалифицирующие признаки преступления указаны в статье 159 ч.2-7 УК РФ. Чтобы мошенник понес справедливое наказание за злодеяние, важно точно квалифицировать преступление. Помочь в этом может только узкопрофильный юрист – адвокат по мошенничеству.
Однако отметим, что такое деяние не всегда признается преступлением: если было совершено мелкое хищение без признаков преступления, то действия злоумышленника подпадают под действие Административного кодекса (КоАП РФ), а именно ст. 7.27.
Например, на основании ч. 1 вышеуказанной статьи кодекса мелкое хищение (т.е. стоимость имущества не превышает 1000 рублей) при отсутствии признаков преступления может повлечь:
- наложение штрафа, равного пятикратной стоимости похищенного имущества,
- административный арест (до 15 суток),
- обязательные работы (до 50 часов).
Важно: в ст. 7.27.1 того же кодекса есть пояснение об административном штрафе. Статья гласит: размер наложенного штрафа за деяние, целью которого являлось получение имущества путем обмана или злоупотребления доверия, не может превышать пятикратную стоимость причиненного ущерба, но в то же время не может быть меньше 5000 рублей.
Как не попасться на удочку злоумышленников?
Чтобы ваши личные данные, деньги и другое имущество не попали в руки злоумышленников, следует определенным правилам:
- Не принимайте решения о срочной денежной помощи сразу, даже если звонок получен от известного Вам лица (родственника, друга, знакомого и т.д.). Проверьте подлинность данной информации, позвонив вышеуказанным лицам или связавшись с ними иным способом (лучше это сделать при личной встрече).
- Не сообщайте личные сведения, данные банковских карт, пароли и коды по телефону (даже если об этом просит сотрудник “банка”). Такая информация, попав в руки мошенников, может быть использована для неправомерных действий.
- Игнорируйте сообщения о зачислении денежных средств, после которых следует звонок с просьбой возврата переведенной суммы. Если вам поступил подозрительный перевод, уточните всю информацию о нем в банке.
- Все звонки “из банка” перепроверяйте, перезванивая на официальные номера.
- Не переходите по неизвестным/небезопасным ссылкам и не перезванивайте на сомнительные номера. Лучше предварительно сверьте доменные имена и телефоны на официальных сайтах компании.
Что делать, если я стал жертвой мошенничества?
Если хищение все-таки произошло или вы предполагаете, что стали жертвой телефонного мошенничества, вам необходимо:
- обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением (в нем максимально подробно опишите все детали события);
- сообщить о происшествии в абонентскую службы мобильного оператора, с которого обслуживается номер злоумышленника;
- обратиться в службу безопасности банка, со счета которого были похищены деньги;
- обратиться к юристу, который обеспечит защиту в следствии по делу и подробно расскажет о ваших правах.
⚖️ Если Вы стали жертвой мошенничества по телефону, незамедлительно обращайтесь к адвокату по делам о мошенничестве. В адвокатском кабинете А.С. Разумова Вы получите гарантированную защиту профессионального юриста.
👉 Подписывайтесь на канал, чтобы знать о своих правах, обязанностях и ответственности в рамках российского законодательства.