Работа – место, где мы проводим большую часть жизни. Иной раз коллеги бывают ближе, чем родные братья и сестры. Но это в том случае, если вместе работает хорошо слаженная команда, объединенная общей целью. А если нет?
Бывают такие коллективы, где постоянно приходится держать ухо востро: интриги, каждый сам за себя, могут подставить перед начальством, свалить вину на ничего не подозревающего сотрудника, распустить сплетни за спиной, заставить отдуваться за всех. Часто вспыхивают конфликты, и те, чьи интересы столкнулись, заставляют коллег выбирать сторону. А потом страсти разгораются все сильнее и в дело вступает логика «кто не с нами, тот против нас». Отдел продаж против бухгалтерии, маркетологи против кладовщиков и тому подобное.
Подобный коллектив, разъедаемый конфликтами интересов на группы и коалиции, может сделаться настоящим «гадючьим гнездом».
Особенно тяжело приходится в таких случаях новичкам. Хорошо, если имеется возможность уйти и не участвовать в баталиях!
Но, если в силу личных обстоятельств человек не может сорваться и поменять работу – как быть? Что делать, чтобы не становиться частью этого ядовитого процесса всеобщей нервотрепки?
Психологи-социологи советуют три вещи:
- Обособиться
Не включаться в дружбу против кого-то. Иногда это кажется самым естественным и простым выходом – примкнуть к какой-либо группировке, но это неверный способ избежать проблем. Отношения людей постоянно меняются: сегодня вы дружите против кого-то, а завтра этот кто-то мирится с остальными и все начинают дружить против вас. Не втягивайтесь в обсуждения, осуждения кого-то. Не включайтесь в эмоциональный контекст, избегайте лишних разговоров. Добросовестно выполняйте свою работу, согласно служебным обязанностям, и сохраняйте нейтралитет.
Работа не должна отнимать у вас все психологические ресурсы.
- Не отвечать оскорблениями на оскорбления
В отношениях людей закономерно то же, что и в физике твердых тел: действие равно противодействию. Если отвечать злобой на зло – зло будет увеличиваться вдвойне. Мне очень нравится, как эта мысль визуально отражена в фильме «Пятый элемент» Люка Бессона: темную планету («Мировое зло») военные обстреливают ракетами – и вслед за взрывами планета моментально увеличивается в разы. Невозможно загладить конфликт, если каждая сторона будет нагнетать эмоции. Но если ответить спокойно, снизить тон, разрядить обстановку – тогда появится шанс помириться. Отнеситесь к тем, кто устраивает склоки, как к детям или больным людям – с терпением и снисходительно. Это защитит вас и остальных от обострения ситуации.
- Вежливость – лучшая политика
Самые простые пути часто бывают самыми верными. Проявлять уважение и доброжелательность к собеседнику – вполне достаточно, чтобы получить право на уважение других. Умение твердо соблюдать спокойствие – это вполне ясный показатель силы личности. И рано или поздно это обязательно сыграет свою роль. В конце концов любые эмоции проходят и забываются, а уважение к себе и чистая совесть остаются с нами всегда.
Полезные книги о корпоративной культуре и о том, как строить взаимоотношениях в рабочем коллективе. По ссылкам доступны саммари – краткие пересказы основного содержания для экономии времени.
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры» Джон Кинг, Дэйв Логан, Хэли Фишер-Райт
Руководители часто сталкиваются с нехваткой времени и отсутствием поддержки со стороны команды. Проблема может заключаться в том, что уровень развития корпоративной культуры в компании недостаточен для успешного решения ее задач. Как показали научные исследования, уровень культуры определяется по привычным речевым оборотам и разговорам между людьми. А значит, лидер может планомерно повышать уровень культуры своей компании, сознательно изменяя ее речевую среду. Воспользуйтесь этой информацией!
«Пять пороков команды» Патрик Ленсиони
Если сотрудники знают цель компании и вместе идут к ней, составляя команду единомышленников, то такая компания будет успешна на любом рынке — в этом уверен Патрик Ленсиони, автор увлекательных бизнес-романов, президент консалтинговой фирмы, знаменитый эксперт по менеджменту. Командный дух — главное преимущество: при любых обстоятельствах команда добивается большего. Есть пять пороков, способных подточить и уничтожить коллектив. Здесь рассказано все о них и о том, как их преодолеть.
«Идеальный командный игрок» Патрик Ленсиони
Отличная команда — ваше преимущество в бизнесе. Но, чтобы создать ее, нужны хорошие командные игроки. Какими же должны быть их свойства? И как определить их в момент приема человека на работу? Можно ли улучшить свойства тех, кто уже в команде? Да, поскольку с этими навыками не рождаются, но приобретают их благодаря опыту. Как подбирать сотрудников, на что обращать внимание и как работать с недостатками — расскажет Патрик Ленсиони, известный бизнес-консультант, автор командных моделей управления.
«Тактика Макиавелли. Выжить и преуспеть в современной корпорации» Марк Пауэлл, Джонатан Гиффорд
Чтобы сделать карьеру, недостаточно быть классным профессионалом. Условия жесткой конкуренции в современном бизнесе сопоставимы с политической атмосферой феодальной Италии. И зачастую преданные делу специалисты годами прозябают на одной должности, в то время как самоуверенные выскочки добиваются повышения. Поэтому тем, кто стремится к новой должности, стоит ознакомиться с принципами философа XVI века Никколо Макиавелли, чтобы суметь вписаться в корпоративную структуру власти.