Второй по величине банк Швейцарии — Credit Suisse — оказался в тяжелом положении после краха американских Silicon Valley Bank, Signature Bank и Silvergate Capital. Акции Credit Suisse на торгах Швейцарской фондовой биржи (SIX) в среду, 15 марта, обновили исторический минимум.
Котировки рухнули на 30,8%, до 1,55 швейцарского франка, что стало сильнейшим падением за один день. По итогу торгов 15 марта падение составило 24,2%, до 1,7 швейцарского франка.
«Рыночная капитализация банка сократилась на 15%, или $1,5 млрд», — рассказала аналитик Freedom Finance Global Алина Попцова. «Если судить по падению стоимости расписок на NYSE, Credit Suisse Group потеряла 16% капитализации на 18:00 мск, что соответствует примерно $1,7 млрд», — оценил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.
Поддерживать котировки акций Credit Suisse отказался его крупнейший акционер — Saudi National Bank. Он заявил, что не будет выкупать больше акций, чтобы не нарушать регуляторные требования, пишет Reuters. «Мы не можем, потому что иначе превысим порог в 10%», — сказал в среду председатель совета директоров Saudi National Bank Аммар Аль-Худайри.
Бумаги других европейских банков упали вслед за акциями Credit Suisse — у инвесторов появились опасения по поводу устойчивости глобальной банковской системы после краха Silicon Valley Bank. Торги акциями таких европейских банков, как французский Societe Generale и итальянские Monte dei Paschi и UniCredit, были временно остановлены из-за резкого падения цен.
Уже после закрытия торгов стало известно, что финансовые власти Швейцарии готовы «при необходимости» предоставить ликвидность Credit Suisse. Этот случай может стать первым с 2008 года, когда одному из ведущих мировых банков будет оказана помощь. В совместном заявлении Национального банка Швейцарии (SNB) и финансового регулятора FINMA, которое цитирует Reuters, говорится, что они не видят рисков «заражения швейцарских учреждений из-за текущих потрясений на банковском рынке США».
Ранее Credit Suisse обратился за поддержкой к Национальному банку Швейцарии (SNB), сообщала газета Financial Times со ссылкой на источники. По данным издания, Credit Suisse попросил SNB выступить с «обнадеживающим заявлением о финансовом состоянии» банка. С аналогичной просьбой кредитная организация обратилась и к Швейцарскому управлению по надзору за финансовыми рынками (FINMA).
Чем известен Credit Suisse и что с ним случилось
Credit Suisse — второй по величине банк Швейцарии, который работает на рынке с 1856 года. Помимо обслуживания клиентов в Швейцарии, он оказывает инвестбанковские услуги и работает с богатыми клиентами во многих странах мира. За последние несколько лет компания пережила ряд потрясений, скандалов, смен руководства и юридических проблем. Убытки за 2022 год в размере 7,3 млрд швейцарских франков свели на нет прибыль за предыдущее десятилетие, отметил Bloomberg.
За последние три месяца 2022 года клиенты вывели из Credit Suisse активы на сумму около $120 млрд, поскольку финансовое состояние банка стало вызывать опасения. Отток средств продолжился и в 2023 году, даже после того, как Credit Suisse привлек средства от акционеров в размере 4 млрд франков. Компания Harris Associates, которая ранее была крупнейшим акционером банка с долей в 10%, продала весь свой пакет акций.
Руководство банка отложило публикацию годового отчета по форме 20-F за 2022 год от 8 марта из-за замечаний Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) США, касающихся движения денежных средств за 2019 и 2020 годы. В представленном 14 марта отчете банк отметил неэффективность внутреннего контроля группы за финансовой отчетностью за 2021 и 2022 годы.
Аналитик Freedom Finance Global Алина Попцова добавила, что при этом отчеты за 2021–2022 годы справедливо отражают финансовые результаты и подтверждают чистый убыток по итогам 2022 года в размере 7,29 млрд швейцарских франков ($7,9 млрд) при снижении чистой выручки на 34% год к году. Результат стал худшим для Credit Suisse со времен кризиса 2008 года.
Банк фиксирует чистый убыток второй год подряд, потери в 2021 году составили 1,65 млрд швейцарских франков ($1,79 млрд). Отношение расходов к выручке выросло с 84% в 2021 году до 127% по итогам 2022 года, при этом компания также ожидает убыток в 2023 году.
В 2022 году, как и другие игроки в индустрии, Credit Suisse столкнулся с падением доходов в сегменте рынков капитала, а также оттоком клиентов. Объем депозитов сократился на 43% год к году, что снизило уровень ликвидности банка, а кредитный портфель сократился на 9%, рассказала аналитик Freedom Finance Global.
При этом проблемы американских банков повлияли на швейцарский банк лишь опосредованно. Влияние ограничилось повышенной нервозностью инвесторов, которые начали продавать акции после выхода отчета, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.
«Падение стоимости акций не связано с оттоком средств клиентов или дырой в капитале. По заявлениям топ-менеджмента, показатель ликвидности находится на высоком уровне — около 150%. Распродажа акций связана, скорее всего, с публикацией отчета за 2022 год», — объяснил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.
Что будет с Credit Suisse
Радикально настроен автор книги «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки, предсказавший банкротство Lehman Brothers в 2008 году. Credit Suisse он также прочит крах. Кийосаки считает, что основная проблема для финансового сектора заключается в рынке облигаций, который переживает падение из-за высоких процентных ставок.
При этом Credit Suisse находится всего в нескольких месяцах от анонсированной реструктуризации, цель которой — снижение рисков и восстановление рентабельности, отметила аналитик Freedom Finance Global Алина Попцова. По ее словам, новая стратегия предполагает выделение инвестиционно-банковского подразделения в отдельную компанию и фокус на ключевом бизнесе по управлению активами, а также сокращение 9 тыс. рабочих мест.
Рухнет ли международная банковская система
«Швейцарский национальный банк считает Credit Suisse системно значимым, гипотетическое банкротство которого окажет ощутимое влияние на экономику и финансовую систему страны. Но мы не ожидаем распространение системного риска на банковскую индустрию ЕС или США, поскольку многолетние проблемы в менеджменте Credit Suisse известны регуляторам, но были усугублены оттоком депозитов», — рассказала аналитик Freedom Finance Global Алина Попцова.
Вероятно, швейцарский и европейские регуляторы при необходимости смогут принять меры по аналогии с мерами ФРС, Минфина США и FDIC, предположил эксперт БКС Евгений Миронюк. Он напомнил, что ФРС предоставит лопнувшим банкам финансирование (помимо страхования вкладов FDIC), чтобы они могли исполнить обязательства перед вкладчиками. «Также ФРС предоставит дополнительное финансирование банкам (открыта новая линия ликвидности для банков по залог госбумаг, сроком на один год), чтобы помочь им защитить интересы всех вкладчиков», — добавил Миронюк.
«Вероятность системного банковского кризиса считаем крайне низкой. Банкротство Silicon Valley Bank (SVB), Signature Bank и Silvergate Bank вызвало панику на рынках. Однако оперативные меры, предпринятые американскими регуляторами, позволили избежать паники среди вкладчиков, хотя некоторые банки по-прежнему в опасной зоне, а риски для целого ряда отраслей, в первую очередь тех, что связаны с венчурными инвестициями и крипторынком, остаются высокими», — подтверждают аналитики инвестиционного банка «Синара».
По их оценке, крупнейшие банки, такие как JP Morgan Chase и Bank of America, не столкнутся с оттоком ликвидности: «Крушение SVB спровоцировало «набег вкладчиков» на фоне высокой концентрации депозитов (в технологическом секторе) и крайне низкого покрытия системой страхования вкладов (менее 10%). Мы убеждены, что крупнейшие банки не столкнутся с подобной проблемой: они куда лучше диверсифицированы и географически, и по отраслям, что должно препятствовать распространению паники». Более того, по оценке аналитиков «Синары», распродажа открыла привлекательную возможность для входа в акции надежных крупнейших банков.
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин считает, что в российском банковском секторе и на российском финансовом рынке ситуация с банками США и Европы не отразится напрямую из-за влияния санкций против финансового сектора. Однако он добавил, что в случае обвала банковской системы пострадает реальный сектор экономики, что может привести к падению спроса на мировых рынках.