В 1943 году РККА столкнулась с модернизированными немецкими танками и САУ, которые приблизились по бронепробиваемости и уровню защиты в лобовой проекции перед советскими танками. В ответ на это, одной из мер, на базе СУ-122 началось производство противотанковой самоходной артиллерийской установки СУ-85. В данной статье мы рассмотрим 5 ключевых фактов о данной машине, которая стала долгожданным истребителем танков.
1. Немецкая техника наступает
В 1943 году РККА столкнулась с модернизированными немецкими танками - Pz.KpfW.IV Ausf.F2 и Pz.KpfW.IV Ausf.G, оснащенными длинноствольным 75-мм орудием, а также САУ StuG.III и StuG.IV. Эти танки и САУ приблизились по бронепробиваемости своих орудий над советскими танками, а по уровню защиты в лобовой проекции приближались к тяжелым танкам.
2. Ответ на модернизацию
В связи с этим, в августе 1943 года на базе СУ-122 началось производство противотанковой самоходной артиллерийской установки СУ-85, оснащенной 85-мм орудием Д-5С. Это орудие имело баллистику зенитки 53-К и способно было пробивать 102-мм бронелист на дистанции 1000 метров с использованием бронебойного снаряда.
3. Испытания огнем
Бронирование САУ, основанной на Т-34, требовало от экипажей и командования максимальной отдачи. Их применение зачастую зависело от квалификации экипажа и скоординированных действий, а также напрямую зависело от тактической грамотности командования. Иногда СУ-85 использовались в роли линейных танков в бою, что приводило к невосполнимым потерям как в личном составе, так и в технике.
4. Новый подход для новых САУ
После принятия на вооружение СУ-85 началось формирование полков по штату № 010/483, специально для этих самоходных артиллерийских установок. Полк насчитывал 230 человек, 16 СУ-85 и 1 Т-34 (командирский) в составе. Начиная с февраля 1944 года, Т-34 был заменен на СУ-85, а число машин было увеличено до 21 - 4 батареи по 5 машин.
5. Последний свидетель
Всего с августа 1943 года по ноябрь 1944 года было выпущено от 2300 до 2600 машин, в зависимости от разных источников. Экипажи СУ-85 принимали участие в освобождении Левобережной Украины и показали себя с лучшей стороны. СУ-85 принимали участие в боях до самого конца войны. На сегодняшний день сохранился только один экземпляр, который можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Падиково.