Сегодня, 15 марта, Евросоюз начнёт обсуждать пересмотр потолка цен на нефть из России. Три восточноевропейские страны – Эстония, Литва и Польша – требуют снизить потолок до $51,45 за баррель (сейчас $60).
Потолок – штука, конечно, условная, потому что с потолочных дел мастерами мы не торгуем. Но будем честны: всё равно ограничения работают. Наши азиатские партнёры знают, что альтернативы им нет, и выпрашивают себе ощутимые скидки. А на днях Индия, один из крупнейших наших закупщиков, де-факто признала, что соблюдает потолок.
Это может стать серьёзной проблемой – отказаться от такого покупателя мы не в состоянии. И если сейчас рыночные цены на наш сорт Urals и так ниже потолка, то что будет, когда и если они поднимутся? Как мы будем обходить собственные правила, запрещающие продавать нефть санкционерам?
И вот радикальное предложение эстонцев и Ко, если оно будет принято, как раз поставит торговлю России и Индии в неудобное положение. А там ведь европейцы и Китай призовут к ответу – а ему торговля с Евросоюзом экономически куда интереснее, чем дорогостоящая поддержка России. Да и нефть подешевле хочется.
Что можно сделать?
Хочется, конечно, сказать – обойдёмся без Индии, детям больше нефти останется. Но радикальное сокращение добычи – это потеря не только доходов, но и рабочих мест.
Поэтому Москва и Нью-Дели найдут формулу, по которой низкая цена на нашу нефть будет объясняться не потолком, а какими-то другими обстоятельствами. Это будет закамуфлированным отступлением, но деваться нам некуда. К счастью, стоимость добычи в России одна из самых низких в мире (увы, во многом за счёт низких зарплат), поэтому страна будет в плюсе даже при нефти по 30 долларов.
Но еврокарлики-то хотят не только унизить нашу страну, но и получать энергоресурсы даром.
Поэтому потолок будет снижаться всё ниже и ниже.
А кого он в итоге раздавит – решать нам. Сумеем перестроить экономику на самодостаточный лад – победим. Продолжим зависеть от нефти – задохнёмся.