Посвящается доблестному 44-му Нижегородскому драгунскому
полку, русским воинам, павшим за Отечество, и их родственникам
Если пройтись по современным городам и весям и провести «опрос насе-ления» – «Что значит слово «Нижегородец»? – можно быть уверенным: мы получим ответ, что оно означает человека, живущего или родившегося в Нижнем Новгороде. Понятный ответ, не оставляющий никакого повода для продолжения темы. В наше время это слово является констатацией обыденного территориально-административного факта и значительно «проигрывает» в сравнении с понятиями «москвич», «петербуржец», «парижанин» и т.д.
Однако в не таком уж далёком по историческим меркам прошлом слово «Нижегородец» для нашей страны значило немного больше.
И имело совсем другой вес.
Это слово обозначало целое явление в жизни нашей страны.
К примеру, великий князь Михаил Николаевич так подписывал некоторые свои письма: «Нижегородец – Михаил». *
Думаю, не сильно ошибусь, что для большинства людей образом военного, олицетворяющего военную мощь дореволюционной России, является гусар или казак. С усами и шашкой, на коне. А слово «драгун» (кавалерия, действующая как в конном, так и в пешем строю) представляет, наверное, какую-то «затуманенную область» нашей исторической памяти.
*
… Особое место в военной истории России занимает 44-й Нижегородский Драгунский полк. Он был создан в 1701 г. по приказу Петра I (тогда вновь были сформированы двенадцать драгунских воинских частей), но, как сказал главнокомандующий Кавказскими войсками князь Дондуков-Корсаков: «…счастливая доля досталась полку, который в ряду славных подвигов своих никогда не знал неудачи».
И слово «НЕПОБЕДИМЫЙ» – не выдумка; так в официальной реляции о знаменитом Кюрюк-Даринском сражении во время русско-турецкой войны 1827-1829 гг. докладывал генерал Бебутов: «Момент был критическим, но тут стоял непобедимый Нижегородский драгунский полк».
Об этом говорит и памятный жетон, рисунок которого был Высочайше утвержден 4 июня 1888 г.: на лицевой стороне в серебряном поле золотая звезда в лучах и над нею надпись «Не знает заката»; на красном эмалиро-ванном ободке написано золотом: «Нижегородец». На оборотной стороне по ободку вычеканено «Сто лет на Кавказе», а в середине поля – «Непобедимые». *
Нижегородский Драгунский полк более чем за 200 лет своей истории завоевал все имевшиеся в России боевые награды. ВСЕ ИМЕВШИЕСЯ БОЕВЫЕ НАГРАДЫ! И это тоже не придумка для украшения рассказа, и не расплывчатый намек из разряда современных «как бы»: «как бы завоевал, как бы все имевшиеся, как бы боевые награды». – Нет, это исторический факт.
Таких полков в истории русской армии было всего два: Нижегородский и Северский. Но...
*
После окончания Кавказской войны на военном смотре в Царском селе Александр II благодарил войска за боевую службу, и просил участников смотра по возвращении в свои полки «поблагодарить от его имени всех своих товарищей и сказать им, что он гордится тем, что имеет такие войска, как Кавказские». После этого, обращаясь к драгунам-Нижегородцам, император сказал: «А для вашего полка я не мог найти награды: все награды вы уже заслужили своими подвигами. Я мог только записать себя самого в ваш полк». * Судьбе было угодно распорядиться так, что и в день Полтавской битвы первое шведское знамя, взятое "в жестокой кавалерийской сече", было добыто Нижегородским полком.
… Уникальным в истории награждений воинских частей Русской армии является единственный случай пожалования широких Георгиевских лент на знамена полка. Это произошло после победы в русско-турецкой войне 1877-78 гг.
Александр II приказал главнокомандующим участвовавших в ней армий подготовить представления для награждения наиболее отличившихся частей и подразделений.
По Кавказской армии эту работу проводила кавалерская Дума ордена Св. Георгия под председательством главнокомандующего генерал-фельдмаршала Великого князя Михаила Николаевича. Заключение Думы за его подписью было представлено на Высочайшее рассмотрение. В докладе Великий князь писал, что наиболее блестящими подвигами в минувшую войну отличились Нижегородский и Северский драгунские полки, которые уже имеют все установленные награды: Георгиевские штандарты, Георгиевские трубы, двойные петлицы "за военное отличие" на мундиры офицеров, Георгиевские петлицы на мундиры нижних чинов, знаки отличия на головные уборы, и что простое добавление надписей отличий на штандарты или очередные наградные трубы не соответствуют выдающимся заслугам полков. По этой причине определение им наград главнокомандующий оставлял на усмотрение императора.
В результате такой ситуации, имевшей место впервые, и вышел Высочайший указ от 12 октября 1878 г., который устанавливал новый знак отличия: «Государь Император, имея в виду, что некоторые полки имеют уже все установленные в награду за военные подвиги знаки отличия, Высочайше установить соизволил новое высшее отличие: широкие Георгиевские ленты на знамена и штандарты с надписями отличий, за которые ленты пожалованы, согласно прилагаемым при сем описанию и рисунку. Ленты эти, составляя принадлежность знамен и штандартов, с них ни в коем случае не снимаются".
Такие ленты носили только три человека в России – сам Государь и великие князья Николай и Михаил.
И таких полков было всего два: Нижегородский и Северский драгунский. Но...
Нижегородский драгунский полк является одним из старейших
полков русской армии, имея старшинство с 1701 г. А Северский
драгунский полк был сформирован в 1856 г. из 4-го, 7-го, 8-го и 9-го
эскадронов Нижегородского полка с передачей старшинства и
отличий предшественника.
Эта фраза, написанная на военном языке, «в переводе» на
гражданский означает: в 1856 г., в момент формирования
Северского полка, ему были вручены все уже завоеванные
Нижегородским полком награды, начиная с 1701 г, включая
Георгиевские штандарты.
*
Более 100 лет, начиная с 1783 года, Нижегородский полк провел на Кавказе, покрыв свое имя бессмертной славой. Символично, что при подготовке к этому 100-летнему юбилею, именно князь Долгоруков, офицер- Нижегородец, потомок Святого Благоверного князя Георгия Всеволодовича Долгорукого, основателя Н. Новгорода, писа: «Семья старых и новых Нижегородцев обязана справить столетнюю тризну за павших в горах своих прадедов, выпить полный стакан за неувядаемую славу полка, а другой – за будущие лихие подвиги грядущих поколений полка, вскормленных под торжественный гул нашего прошлого служения России. На это дорогое празднество мы имеем полное, неоспоримое право, и отпраздновать его достойно обязаны, также как обязаны будут Нижегородцы 1983 года помянуть и нас».
На этом праздновании была зачитана царская телеграмма: «Поздравляю искренне Нижегородских драгун с полковым праздником и столетним юбилеем пребывания полка на Кавказе. За этот век Нижегородцы не один раз покрыли
себя славой в боях и заслужили все отличия, которые только полк может получить за военные заслуги. Пью за здоровье славного Нижегородского полка! Александр».
Главнокомандующий князь Дондуков-Корсаков, поздравляя своих в недавнем прошлом однополчан, произнес: «Как старший в родной семье Нижегородцев, я позволю себе сказать несколько слов по поводу сегодняшнего торжества. Мы празднуем не одно столетнее пребывание, а и вековую славу Нижегородского полка на Кавказе. Из… перечня боевой жизни Нижегородцев… видно, что нет угла на обширном Кавказе и сопредельных с ним Персии и Турции, нет славных дел и боевых подвигов победоносных кавказских войск, где бы с честью не красовалось имя Нижегородцев…»
О его подвигах знала вся Россия.
Источник: Потто В.А. История 44-го Драгунского Нижегородского полка / сост. В. Потто. - СПб.: типо-лит. Р. Голике, 1892-1908.