Мы уже привыкли к постоянному телефонному спаму, когда звонящие нам предлагают что-то купить. Этот вид сомнительной рекламы пользуется большой популярностью у банков, сотовых операторов, стоматологий и т.п. Однако в последнее время набирает популярность ещё один вид телефонной рекламы, который становится совершенно неожиданным для людей, а иногда даже не на шутку пугает.
Автор: журналист проекта "Меня не обмануть!" Сергей Михайлов
В тему:
Большой брат звонит
Читательница нашего канала «Меня не обмануть» Юлия поделилась своей историей: «Выбирала мебель — смотрела с телефона мебельные сайты. Нигде не регистрировалась, в корзину ничего не положила. А на следующий день мне звонок — «Вы были на нашем сайте, что выбрали? Давайте оформим?». Я сразу начала задавать вопросы — как так??? Они тут же трубку бросили".
Этот случай - совсем не случайность и не совпадение. Многие люди стали жаловаться на то, что после посещения некоторых сайтов им в скором времени перезванивали представители компаний и предлагали свои услуги. Первые жалобы появились еще в начале пандемии. Больше всего граждан удивляет тот факт, что они не регистрировались на сайте, не заходили через аккаунт в соцсети и не оставляли контактных данных, но их номер телефона как-то стал известен.
Журналисты «Известий» решили на себе проверить сообщения россиян о таких странных звонках. Для этого с телефона заходили на сайты застройщиков, рекламирующих недвижимость в соцсетях, где рассматривали предложения с квартирами. Их удивлению не было предела, когда за день им позволили из десятка фирм, чтобы поинтересоваться, не готовы ли они приобрести жильё.
Насколько это законно?
Многим, причем справедливо, не нравится подобная агрессивная реклама. Но больше всего настораживает такое вольное и непонятное обращение с персональными данными. Юристы разделяют эти подозрения и опасения, подобные действия однозначно нарушают закон «О персональных данных». Также и распространение рекламы по телефону без согласия абонента нарушает статью 18 закона «О рекламе». Поэтому столкнувшиеся с таким агрессивным маркетингом обязательно должны жаловаться в Роскомнадзор и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на нарушение своих прав.
Статья по теме:
Как такое вообще возможно?
Специалисты по кибербезопасности утверждают, что подобный вид рекламы набирает всё большую популярность. Многие компании обращаются к поставщикам сервисов по определению телефонных номеров посетителей сайта.
По словам руководителя аналитического центра Zecurion Владимира Ульянова, узнать телефонный номер посетителя сайта довольно легко, особенно если он заходил со смартфона. Для этого компании нужно установить на своём сайте небольшой кусочек кода, который и позволяет определить номер телефона. Его мнение приводят "Известия".
Получив такой звонок, многие возмущаются и требуют рассказать, откуда у них номер телефона. На это звонящие бросают трубку или говорят, что получили номер от отдела маркетинга их сайта. Перезванивать бесполезно, так как звонят с номеров виртуальных АТС. Также нет никакого смыла добавлять их номера в чёрный список.
Дальше будет только хуже
Несмотря на прямое нарушение законов, количество такого телефонного спама будет только расти. Всё дело в том, что граждане не обращаются в Роскомнадзор и ФАС. Это при том, что наказание для таких рекламщиков будет финансово ощутимым, за нарушение законов «О персональных данных» и «О рекламе» компания может быть оштрафована на сумму до 100 тысяч рублей, в некоторых случаях и до 500 тысяч рублей. А массовые и регулярные жалобы людей сделают этот вид рекламы совершенно невыгодным.