Анализ результативности немецких субмарин на коммуникациях противника показывает, что первые месяцы после начала неограниченной подводной войны действия немецких ПЛ были очень результативными, среди подводников "началось" своеобразное соревнование, всячески поддерживаемое командованием. Но, с течением войны условия, в которых действовали немецкие подводники, значительно менялись. Совершенствовались средства ПЛО, отрабатывались новые тактики поиска и уничтожения вражеских субмарин, начинали действовать авиация и т.д. Этот прогресс в развитии ПЛО и регресс в успешности немецкого подводного флота мы продуем проследить на примере трех походов разных немецких лодок, совершенных ими в разный период времени, например, в 1940, 1943 и 1945 годах.
В прошлых статьях, с которой можно ознакомиться ТУТ и ЗДЕСЬ был представлен опыт подводной лодки U-48 по итогам похода 1940 года и U-506 в 1943 году. На этот раз предлагаем "перейти" к концу войны, к 1945 году.
К 1945 году подводная война уже не напоминала походы 1942 года, когда в дальних теплых водах можно было позволить позагорать на солнышке прямо около орудия. И поход U-1024 - яркое тому подтверждение.
Подводная лодка U-1024 отправилась на позицию в Ирландское море 3 марта 1945 года, командовал кораблем с момента вступления в строй капитан-лейтенант Ханс-Йоахим Гуттек. Он принял лодку на верфи "Бломм унд Фосс" в Гамбурге 28 июня 1944 года, прошел курс боевой подготовки в 31-й учебной флотилии и попал в состав боевой 11-й флотилии подлодок.
U-1024 типа «VIIC» относилась к подводным кораблям, наиболее модернизированным с учетом опыта войны: были установлены шнорхель, индикатор облучения радиолокатором, новая шумопеленгационная аппаратура, имелись акустические самонаводящиеся торпеды Т-5, маневрирующие торпеды LUT для атаки конвоев и т.д. Все это позволяло надеяться на успех. Одновременно с U-1024 из Киля выходило несколько лодок, и предпринималась еще одна попытка удара по коммуникациям союзников.
Капитан-лейтенант шел, соблюдая полную скрытность в подводном положении. Ежедневно лодка всплывала под шнорхель в 21.00 и шла так до 2.00, заряжая аккумуляторы и вентилируясь. Конечно скорость перехода получалась небольшой, около 60 миль в сутки. До выхода на позицию заметили только 2 английских эскортных корабля. Один из них атаковал лодку 17 марта, но без успеха. Позднее U-1024 засекла своей усовершенствованной аппаратурой посылки английского гидролокатора, но небольшой корвет прошел мимо, примерно в 2-х милях. 18 марта снова засекли моторную яхту и это все. 2 апреля (через месяц!) лодка прибыла, наконец, на назначенную позицию в район канала Святого Георга. В ночь на 3 апреля Гуттек издалека засек конвой ON 294 и пошел на сближение. Конвой охраняли корабли эскортной группы В2.
Фрегат «Хайлендер» из охранения конвоя засек гидроакустикой «стальную акулу» и бросился в атаку. После второй серии бомб эффект превзошел все ожидания. Громадный подводный взрыв потряс весь район, экипаж решил, что в фрегат попала торпеда. Затем на поверхность моря стали всплывать пятна нефти и различные обломки. Успех казалось стопроцентный. Только позже вспомнили, что еще в 1943 году здесь затонул корабль с грузом боеприпасов и теперь они сдетонировали.
На борту лодки тоже слышали страшный грохот, но не знали, чтo с этого момента англичане считают их погибшими. «Покойник в отпуске» Гуттек всплыл под перископ, увидел две цели и выстрелил одну акустическую торпеду Т-5, примерно с 3-4 кбт, и одну маневрирующую. Посла залпа лодка нырнула на 70 м. Через несколько минут в толщу воды проникли звуки взрыва, а потом шум ломающегося корпуса. Все были уверены, что потопили корвет, однако торпеда попала все в те же обломки, выброшенные с грунта. Таким образом «утопленник 1943 года» послужил обоим сторонам подтверждением собственного успеха.
Вообще противолодочная война весной 1945 г. имела свои особенности. Немецкие лодки шли в основном в подводном положении или под шнорхелем. С целью повышения скрытности командир получал на руки письменный приказ в конверте. Длительных радиопереговоров, какие нужны были для оперирования «волчьими стаями», уже не требовалось. Ночами береговые радиостанции выдавали короткие шифрованные сигналы-команды, подтверждения которых не требовалось Эра атак из надводного положения канула в прошлое.
Теперь лодка сближалась с целью на малом ходу по данным гидроакустики и издалека стреляла акустической торпедой, идущей на звук или маневрирующей, которая пройдя определенное расстояние, разворачивалась на обратный курс, повторяя этот маневр несколько раз. При стрельбе по плотному строю судов в конвое вероятность успеха резко возрастала. Вдобавок, за счет изменения установки угла гироскопа в торпеде лодка могла стрелять, идя на курсе, параллельном конвою или даже отходя от него.
Через два часа приборы U-1024 уловили сильный шум. Как оказалось это работал «Фоксер» - охранитель от акустических торпед, который буксировался за кормой корабля.
Для справки: Использование немцев акустических торпед типа Т5 немного выправило положение в противостоянии союзников и немецких U-boot, но вопреки ожиданиям германского командования, новое «чудо-оружие» не вызвало революционных изменений в ходе битвы за Атлантику. Как потом оказалось эти торпеды имели тенденцию к самопроизвольному взрыву в кильватерной струе корабля. Союзники быстро разобрались с "новинкой", союзники вычислили значения скорости хода, при которых прибор самонаведения не захватывал цель. Кроме того, в качестве средства самообороны на вооружение поступил прибор «Фоксер», представлявший собой простейшую акустическую ловушку, буксировавшуюся за эскортным кораблем.
Гуттек не решился атаковать и ушел глубину 90 м. Эскорт прошел точно над лодкой, один из кораблей зацепил лучом гидролокатора, сбросил десяток бомб для профилактики и шел дальше. 4 апреля капитан-лейтенант заметил еще один конвой, идущий на запад из Англии, но снова не атаковал. ПЛ перешла севернее и в 6.30 5 апреля натолкнулась на мощный эскорт, который прошел очень близко от лодки по корме. В тот же день обнаружили госпитальный корабль, затем - эскортную группу, но далеко, каботажный танкер, большой пароход, эсминец, несколько корветов. Все цели засекали по шумовым характеристикам, лодка всплывала под перископ, но атаковать не удавалось. Над морем стоял плотный туман, было безветренно, воевать в таких условиях было сложно.
6 апреля Гуттек отошел западнее, зарядив батареи и вернулся на прежнее место. Туман начал редеть, и лодка легла на дно в засаду В полночь 7 апреля конвой НХ 346 шел вдоль побережья Англии, в четырех колоннах, охраняемый эскортной группой EG-5, недалеко, как корабли поддержки, двигались боевые единицы группы EG-25.
В 4 часа утра гидрофоны U-1024 на дне засекли опять грохот "Фоксеров". Лодка начала медленно всплывать под перископ. Видимость в утреннем тумане оказалась очень ограниченной, но в 4.45 командир рассмотрел большой конвой (19 судов) и решил стрелять вдогон. Лодка срочно ушла на глубину, когда один транспорт прошел в тумане в сотне метров от немцев. В 5.23 с глубины, не всплывая, лодка дала залп из 1-го - 4-го ТА маневрирующими торпедами ( установки: угол разворота поставлен 180°, скорость нагона 15 узлов на дальность 5 кбт). Через 7 кбт торпеды начинали маневрировать со скоростью 30 узлов. К досаде Гуттека залп не удался, более того торпеда в аппарате № 4 заклинилась и не сдвигалась ни вручную, ни механизмами.
Интересно, что данный факт часто встречается, но потом не упоминается каким образом подводники решили проблему. Ведь не маневрировала же она так с невышедшей торпедой
В момент атаки началось фактическое расформирование конвоя. Эскортный авианосец «Эмпайр МакЭндрю» отправил свои самолеты на базу. Эскортные группы готовились идти в Ривер-Клайд. Поэтому попадание торпедой в американский транспорт «Джеймс В.Несмитч» ( тип "Либерти", 7136 брт) оказалось для всех абсолютно неожиданным. Он шел 4-м судном в 4-й колонне и в 5.25 получил попадание в правый борт. Однако несмотря на полную неожиданность, в опытных экипажах не возникло никакой паники. Конвой развернулся на на 50° и ушел в Ливерпуль в эскорте фрегата «Хантсвилл». Около поврежденного транспорта остался спасательный корабль «Ретлин».
Для справки: эскортный авианосец "Эмпайр МакЭндрю" тип "Эмпайр Мак Алпайн", принадлежал к серии английских <мак-шип> (авианосец-зерновоз). Водоизмещение: полное 13000 т, дизель мощностью 2500 л. с., скорость хода 11 узлов; Длина наибольшая 132 м, ширина по ватерлинии 17,3 м, по полетной палубе 19 м, среднее углубление 7,5 м. Вооружение: 7 40-мм зенитных автоматов, 4 самолета.
Выяснилось, что пострадавших на борту нет и тонуть «Джеймс В.Несмитч» не собирается. Тогда спасатель пошел потихоньку в Клайд, ведя пострадавшего на буксире. Охранение нес канадский фрегат «Белльвилль».
Между тем моряки эскортных кораблей, явно обозленные успехом подлодки, бросились к месту атаки. Подошедший первым сбросил буй, и от этой точки начался планомерный поиск. В течение нескольких часов рассерженный эскорт баламутил воду глубинными бомбами, залпами реактивных бомбометов. Все атаки выполнялись по корпусам затонувших судов, которыми густо было усеяно дно. Субмарина после залпа почти бесшумно отползла южнее и легла на дно. Гуттек понимал, что в утренней мгле в перископ мало, что можно разглядеть и не стал всплывать. Наконец, отлежав почти четверть суток, в 11 часов он всплыл, чтобы осмотреть горизонт, но тут же мимо лодки проскочили 2 корабля. U-1024 нырнула на сотню метров, и все же два десятка бомб рванули поверху без какого-либо результата. Видя, что здесь оставаться опасно и бесполезно, командир увел подлодку обратно к ирландскому побережью для устранения небольших повреждений и зарядки батарей.
Особую неприятность вызывала муфта одного из дизелей. Это ограничивало запасы электроэнергии, так как зарядку батарей мог вести только один дизель. Наконец, к 16 часам подводник решил, что он отошел достаточно далеко и можно всплывать для вентиляции. В 23 часа по своему обыкновению Гуттек всплыл под шнорхель и начал "бить зарядку*. Стоял сильный туман, ирландские маяки не просматривались, а их очень нужно было увидеть для уточнения своего места. Субмарина спокойно провела зарядку батарей, провентилировала отсеки и легла на дно на весь день на глубине 50 м.
9 апреля 1945 года в 4.45 U-1024 всплыла. Видимость на поверхности очень ограниченная, не более 500 м. В полночь лодка снова всплыла под шнорхель, одновременно ремонтировали муфту дизеля. На другое утро Гуттек пошел на трассу движения конвоев. Добравшись до нужного района, он лег на дно в 6.30. Утром 11 апреля канадские фрегаты «Стратедем» и «Тетфорд Минс» закончили противолодочный поиск и пошли на соединение с конвоем ВВ-79. В 10 часов их обнаружила подлодка по звукам акустического охранителя. Когда шумы стали приближаться, Гуттек объявил «боевую тревогу» и всплыл под перископ.
В 12.48 корабли выключили «Фоксеры» и немецкий подводник наверняка оторопел, когда фрегаты, выскочив из тумана, пронестись метрах в 40 от лодки. Пришлось реагировать - U-1024 упала на стометровую глубину, «Стратедем» успел зацепить ее гидролокатором и, мгновенно включив «Фоксер», выстрелил из бомбомета. Подводники слышали, как бомбы шлепнулись в воду, проскочили мимо и взорвались, ударившись о дно.
Лодка еще погружалась и, кроме сильного испуга экипажа, не пострадала. Вторая атака закончилась с тем же результатом. Субмарина уходила медленным ходом, почти бесшумно. Час шел за часом, картина не менялась. Наконец, в 18.11 канадцы получили результат, но неожиданный. В тумане корабли-охотники сблизились и залп бомб сработал в десятке метров от палубы «Стратедем». Мостик и надстройки обдало снопом осколков. Шесть человек погибли сразу, очень много было раненых. Корабль взял доктора с соседнего фрегата и полным ходом ушел в Белфаст. Такой случай в подводной охоте - явление очень редкое. Но после короткого замешательства корабли EG-8 снова продолжи поиск. К тому времени их добыча ушла так далеко, что решила всплыть под шнорхель. В 2 часа ночи 12 апреля лодка всплыла под перископ, и открывшаяся картина очень порадовала немца.
В 15-ти кбт шли пять судов в двух колоннах, охранение нес один противолодочный траулер. Немецкая субмарина выпустила три маневрирующие торпеды и ушла на глубину, вскоре прогремели три взрыва. Одна торпеда попала в борт американского парохода «Вилл Роджерс» (7200 брт, тип "Либерти"?), две остальные взорвались в воде. К несчастью для немецкой субмарины поблизости вели охоту две эскортные группы. Они вели профилактическое бомбометание, но теперь "охотники" бросились к месте происшествия и начали искать «возмутителя спокойствия».
В 8.25 фрегат «Лох Гленду» из все той же 8-й группы «зацепил» гидролокатором лодку с расстояния около 15 кбт. Вначале на корабле решили, что это опять затонувший корабль. Но в то же мгновение объект начал двигаться.
Как на грех, в тот момент механик лодки сообщил командиру, что дно очень илистое, неровное. Лодку затягивает и надо подвсплыть, оторвав киль от грунта. Теперь у оператора на фрегате не осталось сомнения, что, наконец, нашли лодку. Английский капитан пустил в ход новое оружие, бомбомет «Сквид»: 4 мощные бомбы взорвались рядом с бортом субмарины и последствия оказались тяжелейшими. Погас свет, остановился правый электромотор, вышли из строя все компасы. Еще два взрыва потрясли лодку, список повреждений продолжал увеличиваться. Один из двигателей сорвало с фундамента, выбило множество переключателей. Отжало люк и вода полилась в лодку. По некоторым данным в хое противолоочного бомбометания отличились британские фрегаты HMS "Лох Экрей" и "Лох Мор". Как бы то ни было, командиру ничего не оставалось, как отдать приказ «Надеть спасательные жилеты, стоять к всплытию». Всего через 20 минут после установления контакта в 10-12 кбт от фрегата всплыла подводная лодка, на рубке которой виднелась отличительная эмблема - голая ведьма, летящая на помеле. В данном случае даже нечистая сила оказалась бессильна.
Все корабли, какие увидели врага, открыли огонь. Капитан-лейтенант распахнул рубочный люк и показался на мостике. Точной очередью из «эрликона» ему оторвало левую руку. Гуттек, увидев свою рану, сумел выхватил пистолет и выстрелил себе в голову. Это зрелище парализовало остальную команду, и хотя еще 8 человек были поражены огнем и погибли, оставшиеся не помышляли о сопротивлении. Абордажная партия с фрегата без помех высадилась на палубу и захватила лодку. Потери экипажа субмарины составили 9 человек, 37 человек попали в плен.
Бой произошел в Ирландском море южнее острова Мэн. Англичане взяли трофей на буксир: уже 13 апреля у Шлеппа лодка пошла ко дну. Все же с U-1024 успели снять весь комплект документов по скрытой связи (речь про ту самую "Энигму"). Так закончился типичный поход немецкой подлодки весной 1945 года в английские воды. Как видим, условия поменялись кардинально, и бесповоротно.
По материалам П.В.Боженко (МКИФ, 1996 год)