Для одних Египет- это тёплое море и отели по системе «ешь, пока не лопнешь». Для других- посещение мест, связанных с фараонами, их религией и попытки постичь тайный язык символов.
Для многих- традиции этой древнейшей страны стали источником вдохновения для творчества. Интерес к загадкам Египта в России начал возникать во времена Петра l у зарождающегося массонского общества. Но особый всплеск интереса ко всему египетскому произошёл после завоевания страны Наполеоном в конце 18-го века. Французские учёные рванули в Египет выискивать свидетельства великой цивилизации, существовавшей здесь несколько тысячелетий назад. Всё, что находилось, тщательно изучалось. Артефакты послужили образцами для создания египетских мотивов в архитектуре и искусстве.
Египетская мистика взбудоражила и Россию. Первая половина 19-го века отличилась созданием в египетском стиле множества декоративных предметов, статуй сфинксов и фараонов и крупных построек (мостов, ворот, обелисков).
В Петербурге много признаков «египетской моды». Они попадаются на глаза практически всем, иногда удивляя. Как, например, два огромных гранитных сфинкса на Университетской набережной напротив Академии художеств.
Больше всего поражает воображение факт о том, что они подлинные! И сделаны были три с половиной тысячи (!!!) лет назад!
Вообще, их призвание было защищать вход в поминальный храм Аменхотепа lll. Это там, где до сих пор стоят полуразрушенные Колоссы Мемнона. (Кто ездил на экскурсию в Луксор, видел их.) Храм не сохранился (землетрясения, наводнения, использование его камней для других построек). Всё, что осталось, было растаскано предприимчивыми искателями древностей, когда мир охватила египтомания…
Изначально набережную хотели украсить конями Клодта (как на Аничковом мосту), но больно дорого выходил тот проект. А тут подвернулись эти египетские изваяния. Увидел их в Александрии наш писатель-историк Андрей Муравьёв. По его предложению, после долгих согласований и благодаря стечению обстоятельств, сфинксы с лицом фараона переехали в Санкт-Петербург.
Место для них оформил архитектор Константин Тон (его знают даже «незнатоки»- Николаевский, сейчас Ленинградский, и Московский вокзалы; храмы, разрушенные большевиками и обратно восстановленные в наше время, среди которых ныне кафедральный собор страны; Большой Кремлёвский дворец…). Пристань дополнительно украшают колонны и грифоны, натираемые верящими в магию натирания.
Незадолго до того, как к нам приехали стражи Аменхотепа, через Фонтанку был построен Египетский мост, охраняемый сфинксами, выплавленными на петербургском заводе Берда.
Сейчас мост перестроен (были в его истории трагические случаи), но сфинксы- с того времени, хоть и перекрашенные. Их пробный вариант (изготовленный тогда же и там же) украшает сегодня набережную Малой Невки на Каменном острове.
Широко применял в своих работах тему Египта знаменитый Воронихин (прославившийся не только возведением Казанского собора, Горного института, оформлением Строгановского дворца и дачи, а также работавший в Павловске и создававший предметы интерьеров и для других дворцов).
Сейчас (до 9 апреля 2023 г.) в рамках выставки «Египтомания» в Эрмитаже можно увидеть собранные воедино предметы декоративно-прикладного искусства в египетском стиле. По окончании, они вернутся на свои места в разных дворцах.
Много «египетских» изделий было сделано на Императорском фарфоровом заводе:
Египетские мотивы петербургские мастера использовали и в мебели:
Ну и как же без специального музея? Есть такой. Сначала располагался в Кунсткамере. А потом его перенесли в Эрмитаж. На первом этаже- отдельный большой зал, посвящённый древнему Египту. Там- и саркофаги, и настоящая мумия, очень много подлинных предметов, статуэток и т.д. Некоторые экспонаты датируются 19 веком ДО нашей эры! Если читать все вывески и вникать- провести можно часа три.
Современный вариант музея на тему Египта- рядом с аркой Главного штаба.
И, конечно, я не пройду мимо домов, украшенных по-египетски. Покажу сейчас только два, самых, наверное, колоритных. Хотя, кариатиды в виде египтян, сфинксы в декоре и т.д. попадаются часто.
Литейная часть Петербурга считалась элитной. Здесь возводили дома один другого краше. Владельцы домов словно соревновались в оригинальности построек. Этот доходный дом на Захарьевской улице построил архитектор Сонгайло для супруги адвоката Нежинского 110 лет назад.
Большое количество барельефов с египетской символикой на стенах, атланты в виде бога Ра, колонны с головами его дочери Хатхор- всё это делает дом необычным.
Внутренний двор-колодец тоже «в образе».
Сегодня в доме расположены дорогие квартиры. Внутри парадная оформлена колоннами и барельефами.
А я перемещусь на улицу Зверинская (напротив зоопарка), чтобы показать ещё один египетский дом, построенный одновременно с предыдущим. Только другим архитектором- Никоновым Николаем Николаевичем (сыном знаменитого Николая Никитича). Это была единственная его полностью самостоятельная работа.
Доходный дом Грибкова продолжает быть жилым. Видно, что задумка парадной лестницы была под стать внешнему виду дома. Но её зачем-то раскрасили в контрастные цвета… А в общем- оригинальное оформление.
Рассматривать необычные детали можно долго. История Египта очень интересна. Но мой формат- поверхностное касание интересностей. Дальше- уже сами… 🤗