Сколько существуют государства – столько же и ведутся между ними войны - за плодородные земли, за то, что находится в земле, на глубине, за промысловые участки на море и за свободу мореплавания – при этом свобода мореплавания в первую очередь имеется в виду для себя, любимых. То есть – за ресурсы, при этом правители и элита всегда ищут обоснование своим притязаниям.
Но говоря о войнах, ведущихся с самых истоков зарождения цивилизации, не стоит упускать войну за умы. То есть – информационную. А здесь накал страстей иногда бывает похлеще, чем на поле брани. Одним из примеров такой войны, с давних пор ведущейся против нашей страны, можно считать отношение к нашей истории. В частности – к эпохе правления первого русского царя Иоанна Васильевича IV «Грозного».
В основе любой информационной войны лежит использование фактов. Или их передёргивание, и это в лучшем случае. В худшем же – полное искажение, то есть использование лжи. Дело осложняется ещё и тем, что почти всегда корни информационной войны таятся не только в экономических причинах (ресурсы), но ещё и в идеологических.
В 15 веке, в эпоху правления Ивана Грозного, под идеологией в первую очередь понималась православная вера. И вот её тогдашний Запад окутал клубком лжи, выставляя жителей Московского царства дикими и примитивными еретиками. А их государя – жестоким тираном-рабовладельцем, казнящим подвластный ему народ сотнями тысяч.
Да-да, вы не ослышались, и это не опечатка! В памятном походе на Новгород, когда новгородские купчины и бояре удумали отложиться от Руси, вступив в военный и политический альянс с Ганзейским союзом, западные историки усмотрели 700 тысяч погибших горожан, якобы вырезанных стрельцами Грозного.
И это при том, что население Новгорода тогда было 35 тысяч. и большинство из погибших тогда умерли от чумы.
Власть предержащие в Средневековье с подвластным им народом не церемонились повсеместно. Но есть суровость законов данного исторического периода, когда, скажем, ловят беглого холопа и дают ему 20 плетей, а есть откровенный садизм правителей.
Вам напомнить, чем в «доброй, старой Англии» закончилось т.н. «огораживание», когда феодалы сгоняли с земель крестьян ради увеличения площадей овечьих пастбищ? Принятием законов о бродяжничестве. То есть если семья лишившегося земельного надела отправлялась на поиски лучшей доли, то её надлежало схватить и повесить на суку ближайшего дерева!
Всех, включая и малолетних детей. И таким законным образом в Англии было казнено несколько сот тысяч людей. Точной статистики по годам правления всех монархов нет, но вот по эпохам Генриха VIII и Елизаветы I – имеется.
При Генрихе за период 1509-1547 годов было повешено 70 тысяч «упрямых нищих» (оцените изящество слога и степень презрения к собственному народу) При королеве-девственнице (ага, ага, сколько там у неё было любовников?) Елизавете, в период с 1558 по 1603 г., казнили таким образом 89 тысяч человек.
Ооочень не любят западные историки упоминать эти цифры! Ибо на их фоне 6 000 смертных приговоров, которые выносились на Руси за политические преступления (измену, как правило) и уголовные, среди которых смертью карались изнасилование, поджог дома с людьми в нём, содомия, убийство, ограбление храма, похищение человека – выглядят исчезающе малой величиной. Всё!
Для сравнения можно взять время царствования несколькими десятилетиями позже Алексея Михайловича Романова – при нём подданный «смерти повинен» был уже в 80 случаях.
Но вернёмся к «цивилизованной Европе». Только за одну Варфоломеевскую ночь были бессудно убиты 2 тысячи протестантов-гугенотов. Напомним – это как раз в годы правления Грозного.
Да и в последующих религиозных войнах счёт убитыми на идеологической (читай – религиозной) основе шёл на десятки тысяч. И вот здесь впору вернуться к идеологическим причинам информационной войны Запада с Русским миром.
Понятно, что не эпохой Ивана Грозного она началась, не к Ливонской войне, которая сначала имела чисто экономические причины – Московское царство добивалось выхода к Балтике, чтобы не платить ганзейским купцам-перекупщикам.
Но ливы были самыми ярыми последователями немецких орденских обычаев и подходов во взаимоотношениях с восточными землями – что неминуемо вылилось и в религиозное противостояние.
Достаточно вспомнить миссию легата папы Григория XIII Антонио Поссевина, который служил посредником в переговорах с русским царём по поводу вторжения войск короля Речи Посполитой Стефана Батория в русские земли.
Но истинной причиной приезда легата было продолжение Флорентийской унии – попытки подчинить Риму русскую православную церковь. А когда легат получил резкую и обоснованную отповедь – в злобе от провала миссии измыслил очередную порцию пакостей в адрес и царя, и русского народа.
А слово «иезуит» на Руси стало словом нарицательным. Кстати, «утку» о убийстве царём своего сына Ивана запустил как раз Поссевин – хотя прибыл он на Русь со своей переговорной миссией спустя 4 месяца после смерти царевича, и «свидетелем эпохи» быть не мог.
Негативному отношению к Грозному уже не одна сотня лет. Притом ядом лжи были отравлены и отечественные историки. Карамзин в своей «Истории государства Российского» не нашёл ни одного доброго слова в адрес первого русского царя! Что неудивительно – ведь своими источниками он брал «труды» немцев Готлиба Зигфрида, Герарда Миллера, Августа Шлёцера, которые при Екатерине Великой доминировали в русской Академии наук (и не раз были биты в прямом и переносном смысле Михайло Ломоносовым).
Да что Карамзин? На возведённом в 1862 году по указу императорской фамилии в Новгороде памятнике «Тысячелетия России» при всём обилии персонажей фигура царя Иоанна VI отсутствует! Не заслужил… Или это была ревность насквозь онемеченной романовской фамилии последнему Рюриковичу?
Один из самых образованных людей той эпохи. Тот, кто заложил в стране книгопечатание. Тот, что укрепил границы и ликвидировал два центра работорговли – Казанское и Астраханское ханства. Человек, обладающий феноменальной памятью… И всё это «злодей и тиран»!
Особенно умиляет такая оценка от сегодняшних «мамкиных» диванных гуманистов, поднимающих визг по поводу раздавленного таракана, потому что «это жестоко»! Не имеющих понятия о психологии и реалиях того времени.
И поневоле задаёшься вопросом: как долго сохранил бы такой «мамкин гуманист» психическое здоровье, помести его на пару недель в те времена? Через сколько дней он стал бы бегать по улицам с выпученными от всего увиденного безумными глазами, а православный люд кидал бы юродивому малый грошик – дабы с голоду не помер, болезный?
Так что, оценивая деяния, давайте делать это в контексте времени. И постоянно сравнивая с тем, что творилось за пределами наших границ. И тогда окажется, что «Грозный»-то царь был на деле Строителем и Рачителем земли русской.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать ничего интересного. В наших обзорах и исторических расследованиях вы найдете «Только факты». Мы стараемся показывать вам самые интересные страницы российской истории. Будем признательны за комментарии.