«У каждой аварии есть имя, фамилия и должность»
Л.М. Каганович (неточно)
«Вы в армии или кто?»
Из армейского юмора.
В предыдущей статье я уже упоминал, что своеобразное исполнение от первого лица Высоцким песни «Хоть бы облачко…» вызывало сочувствие слушателей к герою-подлецу. Сейчас речь пойдет о редко исполнявшейся песне «Рядовой Борисов…», где те же самые актерские приемы позволяют у неискушенной публики поспешно и однозначно вызвать сострадание к потерпевшему и резко-отрицательное мнение о герое, якобы, «от имени» которого поет Высоцкий. Повторюсь, что доверенность выступать от имени персонажа никто Высоцкому не давал, как бы это не выглядело глупым. Автор в уста персонажа, в его образ вкладывает собственное мировозрение и понимание того КАК именно должен вести себя данный персонаж в той или иной ситуации. Если автор хочет данного персонажа изобразить, например, подлецом, то персонаж будет совершать поступки в соответствии с авторским пониманием – ЧТО есть подлость. Поэтому, как бы Высоцкий и иже с ними не прикрывались выступлением «от имени», но если подлость выдается за праведность, то, мягко говоря, с мировозрением у автора тут не все в порядке. Назвать такого автора «подлецом» нельзя, поскольку лично он не совершил подлого поступка, но заблуждающимся – можно. Пока…
Итак, для вас фонограмма исполнения Высоцким своей песни «Рядой Борисов» на квартире Александра Митты в 1969году. https://cloud.mail.ru/public/EfQL/15pEqJSBq
Надо отметить, что известно пять различных исполнений автором этой песни. И только одно из них было публичным. За год до смерти Высоцкого.
Приведу так же и текст, за исключением нескольких рефренов с целью экономии места.
«-Рядовой Борисов!» «-Я!» «-Давай, как было дело!»
«-Я держался из последних сил:
Дождь хлестал, потом устал, потом уже стемнело…
Только я его предупредил!
(рефрен) На первый окрик "Кто идет?" он стал шутить,
На выстрел в воздух закричал: "Кончай дурить!"
Я чуть замешкался и, не вступая в спор,
Чинарик выплюнул и выстрелил в упор.
«-Бросьте, рядовой! Давайте правду - вам же лучше!
Вы б его узнали за версту!»
«-Был туман, узнать не мог, темно, на небе тучи,
Кто-то шел, я крикнул в темноту.
(рефрен)
«-Рядовой Борисов! - снова следователь мучил, -
Попадете вы под трибунал!»
«-Я был на посту, был дождь, туман, и были тучи, -
Снова я упрямо повторял.»
(рефрен)
…Год назад, а я обид не забываю скоро,
В шахте мы повздорили чуток.
Правда, по душам не получилось разговора -
Нам мешал отбойный молоток.
На крик души "Оставь ее!" он стал шутить,
На мой удар он закричал: "Кончай дурить!"
Я чуть замешкался - я был обижен, зол-
Чинарик выплюнул, нож бросил и ушел.
Счастие мое, что оказался он живучим…
Ну, а я - я долг свой выполнял!
Правда ведь,- был дождь, туман, по небу плыли тучи.
По Уставу - правильно стрелял.
Ведь на первый окрик "кто идет?" он стал шутить,
На выстрел в воздух закричал: "Кончай дурить!"
Я чуть замешкался и, не вступая в спор,
Чинарик выплюнул и выстрелил в упор.
В бесчисленном множестве книг и статей, на форумах и в докладах посвященных творчеству В.С. Высоцкого нашлось и несколько трудов об этой песне. Некоторые фрагменты из этих статей без улыбки не прочитаешь, особенно, когда пишут женщины, вроде Г.А. Шпилевой. В большинстве своем это происходит потому, что эти авторы об армии, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил СССР знают понаслышке. Т.е. в Советской Армии не служили, а посему, вспоминая Жванецкого: «Оркестр заиграл фантазию в которой с трудом угадывался похоронный марш..» . И это приводит к недопониманию важности некоторых моментов, а также к анализу армейской ситуации через призму гражданского опыта. Кстати, Владимир Семенович в армии-то тоже не служил. Какие-то шумы в сердце… И справочка была, что никак не помешало ни запоям, ни иным излишествам. Ну были там шумы или нет – чего не знаем, того не знаем… А вот что мы знаем, поскольку в свое время в карауле приходилось бывать по два-три раза в месяц и зимой и летом в славном городе Хабаровске на Красной Речке. Согласно уставу (только относящееся к фабуле песни):
1. Часовой есть лицо неприкосновенное. Неприкосновенность часового заключается:
- в особой охране законом его прав и личного достоинства;
- в подчинении его строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему;
- в обязанности всех лиц беспрекословно исполнять требования часового, определяемые его службой;
- в предоставлении ему права применять оружие в случаях, указанных в настоящем Уставе.
2. Часовой должен отвечать на вопросы только начальника караула, его помощника, своего разводящего и лиц, прибывших с ними для проверки.
3. В условиях плохой видимости, когда с расстояния, указанного в табеле постам, нельзя рассмотреть приближающихся к посту или к запретной границе, часовой останавливает их окриком "Стой, кто идет?".
4. Если нарушитель не останавливается и пытается проникнуть к охраняемому объекту (на пост) или после такой попытки обращается в бегство, то часовой производит предупредительный выстрел вверх. При невыполнении нарушителем и этого требования часовой применяет по нему оружие
И это – НЕОСПОРИМО! Это – дисциплина. Это – основа, постулат Армии. Никто – не имеет права нарушать эти правила. Не взирая на звания, должности и т.д. Ни при каких обстоятельствах! Цена – жизнь! Не понимающие значение дисциплины и устава в армии долго не живут, особенно в боевой обстановке. Пример – недавняя ситуация в Макеевке и желание поболтать по телефону…
Так вот, в песне действия часового Высоцким описаны абсолютно верно, действовал часовой абсолютно по Уставу. И абсолютно неверно действовал пострадавший. Поскольку, если он не являлся одним из трех строго определенных лиц, то он совершал воинское преступление, приближаясь к часовому и ТАК себя ведя и после лечения будет осужден. А если он относился к этим трем лицам – он так же нарушал Устав, поскольку приближение этих трех лиц к часовому тоже СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНО. В песне – описано, как этот регламент нарушен, а именно – шуточки и крик «Кончай дурить!». ФАКТ РОДСТВА ИЛИ ЗНАКОМСТВА ТРЕБОВАНИЯ УСТАВА НЕ ОТМЕНЯЕТ!! Пострадавший, как и в предыдущей разобранной песне оказался подлецом и на гражданке и в армии. И в мирной жизни и в армии, он полностью игнорирует мнение окружающих. Как говорят «буром прёт», напролом. И если в шахте будущий часовой понимал, что приговорит себя и сломает жизнь себе и своей девушке, потому и бросил нож, то на посту он уже просто не имел права поступать иначе. Пострадавший-подлец не оставил ему выбора, как не оставалось выбора и у Попутчика.
Отец Высоцкого был военным, фронтовиком. И многое Высоцкий узнал и от отца и от его друзей. Но вот действия военного следователя – это фантазии. Следователю в данном случае АБСОЛЮТНО не интересны мотивы и причины. Его задача выяснить - было ли нарушение Устава кем-либо и кем конкретно. А мотивы и причины его не интересуют. Так что вопросы такие, типа – узнал не узнал – никого не волнуют. Потому и улыбаешься, и недоумеваешь, читая, например у такого члена союза писателей, как Крылов А.Е в его ранней статье «Рядовой Борисов и рядовой Банников (А. Грин и Высоцкий)»: «По тексту песни мы не сможем определить однозначно, с какими намерениями, к примеру, в охраняемой зоне появился посторонний. На каких иерархических ступеньках по отношению друг к другу стояли персонажи — будь то в шахте, при их первой встрече, или на воинской службе, когда прозвучал выстрел, — мы тоже можем только догадываться.» Ну, вы не можете и плохо это. Откройте «Устав гарнизонной и караульной служб» и почитайте. А, прочитав, поймете, что с любой точки зрения ответы на ваши вопросы никому даром не нужны, поскольку значения для следствия не имеют.
Или еще из этой же статьи: «….в песне, как в рассказе, кульминационное событие происходит один на один, и начальство, возможно, в обоих случаях никогда не узнает, опознал ли часовой свою жертву до трагической развязки или нет.» - из этой же серии. Какое начальство? Причем тут начальство? Зачем это начальству? Ради удовольствия, посмаковать, посплетничать?
Реакция впервые услышавших эту песню, особенно у женской половины, была однозначной – часовой мерзавец, он подло отомстил, поскольку сказал ведь, что обид скоро не забывает. Правда из этого не следует, что он что-либо задумывал и задуманное воплотил. Тут Высоцкий решил, видимо, дополнить портрет часового, считая его подлецом еще и таким штрихом. Что ж, мастерство актера Высоцкого помогло ему интонациями и акцентом создать определенный эмоциональный фон, особенно у дам. Но, как и «Попутчик» песня «Рядовой Борисов» свидетельствует о довольно странных представлениях Высоцкого о подлости и предательстве. Как я и писал в начале…
А почему бы и нет? «Мы же интеллигентные люди… Ну, вы понимаете…»