Я скажу честно, что география северного побережья Америки - это был для меня огромная тайна. Конечно, я примерно представлял себе это огромное количество островов, разбросанных вдоль побережья Канады, однако какие-то конкретные места, а тем более путь, которым Амундсен прошел из Атлантического океана в Тихий - это всё была загадка для меня. И кое-какую завесу тайны я приоткрыл, изучив маршрут экспедиции на яхте "Йоа". Ну да обо всем по порядку.
Четыре века человек пытался пройти этим маршрутом. Еще в 1498 году попытку предпринял Джон Кабот с 4 кораблями и 300 людьми. Но попытка закончилась неудачей. Потом были экспедиции Торна, Гудзона, Баффина. Вот море Баффина и будем считать отправной точкой в походе Амундсена. В конце XVIII века проход искал легендарный Джеймс Кук, позднее русские мореплаватели под руководством О.Е. Коцебу. А уже в XIX веке состоялась знаменитая погибшая экспедиция Джона Франклина, книга о которой и вдохновила когда-то Амундсена на исследование Севера.
Справедливости ради отметим, что еще в 1850-1853 гг. Роберт Мак-Клур прошел Северо-западным проходом, но часть пути он проделал по льду, вернувшись в Англию совсем на другом судне. А вот Амундсен прошел проход целиком на одной яхте "Йоа".
Итак, первый опорный пункт после моря Баффина - это пролив Ланкастер, который уходит на восток примерно на 74 градусе с.ш. Даже кратчайшим путем от южной оконечности Гренландии это 2500 км.
Пролив Ланкастер - это достаточно крупный географический объект. Его длина около 400 км, а ширина 50-80 км. Глубины же доходят до 1232 м. К северу остается горный остров Девон с высотами гор за 1900 метров над уровнем моря. Была там база полярная база в бухте Дандас-Харбор, в XXI веке здесь жили несколько ученых, моделирующих условия обитания на Марсе. Но, если я правильно понимаю, то 27-й по величине остров Земли считается необитаемым.
Вот так выглядят обрывистые берега острова Девон:
А вот остатки той самой базы в Дандас-Харбор:
Следующим опорным пунктом в маршруте Амундсена будет пролив Барроу. Он отделяет остров Корнуоллис от острова Сомерсет и фактически продолжает Ланкастер на запад.
Он будет покороче Ланкастера, но тем не мерее это еще 270 км. Правда, глубины здесь намного меньше - около 200 метров.
А вот дальше Амундсен учел ошибки своих предшественников и сместился к югу, пройдя к востоку от острова Принца Уэльского. Есть там небольшой пролив Пил:
После этого Амундсен смещается еще далее на юг и останавливается на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Здесь совсем иной рельеф:
На карте же расположение островов выглядит вот так:
К западу располагается огромный остров Виктория, к северу - Принца Уэльского и в центре - Кинг-Вильям.
Весной 1904 года был достигнут Северный магнитный полюс. В 1904 году окрестности были скованы льдами, от которых проливы не освобождались. Покинуть место зимовки, продолжавшейся полтора года, удалось лишь в середине августа 1905 года. С какой-то совершенно фантастической скоростью яхта преодолевает более 1500 км и оказывается у места зимовки китобоев у острова Хершел, что к западу от устья Маккензи.
Море было свободно ото льда, но Амундсен решает зимовать еще раз. Зачем ему это понадобилось, специалисты ломают голову до сих пор. Однако, он решил известить мир, что Северо-западный проход пройден. На лыжах путешественники преодолели сотни километров по Аляске и достигли поселения золотопромышленников Игл на Юконе. Отсюда Амундсен и отправил ряд телеграмм.
Фотографий острова Хершел я, к сожалению, не нашел. А вот окрестности горда Игл есть:
Красиво! Мощь севера во всей красе!
1 июля 1906 года "Йоа" покинула место последней зимовки и через 3,5 месяца, пройдя Берингов пролив, прибыла в Сан-Франциско. Правда, до этого им еще пришлось пережить шторм у крайней северной точки Аляски - у мыса Барроу. Трехлетняя экспедиция завершилась. Но в голове у Амундсена уже был план следующего похода, но это уже совсем другая история.
Лично для меня, это была одна из самых интересных работ. Спасибо, что читаете канал. Рад всем подписчикам и читателям. До встречи на будущих страницах!