Найти в Дзене
Ты ж юрист!

Самые лучшие инвестиции — в знания.

Каждый день каждый из вас, вне зависимости от возраста, профессии и социального статуса, может столкнуться с неправомерными действиями, которые большинство людей уже считает нормой. Это происходит повсеместно: в магазинах, местах общепита, спортзалах, общественном транспорте и так далее. Зачастую человек, чьи права были нарушены, даже не подозревает об этом или же просто не знает, как вести себя в данных ситуациях.

В своей статье я хочу на примерах рассказать вам, как сохранить свои деньги в той или иной ситуации. Читайте внимательно, запоминайте и смело применяйте на практике, не дайте себя обмануть.

Итак, пример №1. Пришли вы в ресторан, отужинали, попросили счёт. Приносит официант счёт, в который автоматически включён сервисный сбор (чаевые/обслуживание) в размере 10-15% от общей суммы. На ваш вопрос: «На каком основании чаевые включены в счёт?», официант или администратор, скорее всего, ответит, что это политика заведения, что данное условие прописано в меню и что вы обязаны данное условие выполнить. Запомните, вы не обязаны! Определять сумму чаевых и включать их в счёт в нашей стране незаконно.

Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года №1515 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания", «исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг; потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы».

Данное постановление вступило в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года, так что смело пользуйтесь. Чаевые – это сугубо ваше личное желание, вы сами решаете давать их персоналу или нет и в какой сумме.

Пример №2.В век интернета и инфоцыганства различные онлайн-курсы и онлайн-обучения становятся всё более популярными. Ситуация: захотели вы получить новую профессию дизайнера, например, и купили онлайн-обучение, но осознали, что по какой-либо причине обучаться не сможете. Жалко денег? Скорее всего да. Можно ли их вернуть? Можно!

-2

Согласно ст. 32 Закона о защите прав потребителей (далее по тексту - «ЗЗПП), «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Если доступ к обучению не был открыт и вы не приступили к обучению, то вы имеете право вернуть уплаченную сумму в полном объёме. Если вам был открыт частичный доступ к обучению, то вы можете вернуть деньги за вычетом этих занятий. А вот в ситуации, когда доступ был открыт вам ко всему обучению полностью, то тут уже вернуть деньги вам не удастся, так как оплаченная вами услуга будет считаться оказанной.

Чтобы вернуть денежные средства, вам будет достаточно обратиться к администратору аккаунта (если вы приобрели марафон в запрещённой нынче соцсети, к примеру), или же позвонить по номеру телефону/написать письмо на электронный адрес, указанные на сайте учебного онлайн-заведения. Как правило, в этом случае вопрос решается без проблем и деньги возвращают быстро, так как дорожат своей репутацией. В противном случае, можете обращаться в суд с исковым заявлением. Ещё можно наткнуться на мошенников, но это уже совсем другая история.

Пример №3.Многие ли из вас могут позволить себе купить новенький смартфон за наличку? Хотелось бы верить, что да, но если вы из тех, кому больше подходит рассрочка, то читайте внимательно!

Стандартная песня из уст продавца: «Чтобы банк одобрил рассрочку, вам необходимо купить сопутствующий товар на 15 000 тысяч рублей, а ещё приобрести страховку, иначе оформить рассрочку будет невозможно». Бесит, правда? Хочется в такие моменты ударить продавца по голове умной книгой типа «Закона о защите прав потребителей», но не стоит горячиться, ведь продавец не виноват, эти условия ставит перед ним руководство. Давайте просто на словах объясним, что навязывание дополнительных покупок незаконно, согласно п.2 ст. 16 ЗЗПП, что за данные действия администрацию магазина могут привлечь к административной ответственности на основании п.2 ст.14.8 КоАП. Если же продавца ваши доводы никак не трогают, требуйте администратора. Если и администратор разводит руками, смело вызывайте полицию.

-3

Если же не хотите долгих разбирательств и у вас есть лишние 15-20 тысяч рублей, то можете поступить следующим образом: приобретаете сопутствующий товар на озвученную продавцом сумму (пригодится же всё равно), оформляете страховку. Далее, в течении 14 дней с момента покупки вы имеете право обратиться в страховую компанию (далее по тексту – «СК) и отказаться от навязанной вам страховки. Для этого нужно написать соответствующее заявление в СК и сослаться в нём на Указание Банка России от 20.11.2015 №3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». На основании п.2.5 ст.7 ЗЗПП, СК обязана вернуть вам денежные средства в течении 10 рабочих дней с момента получения заявления. Заявление вы можете подать как непосредственно в офисе СК, так и онлайн на официальном сайте СК.

Пример №4. Знакомо ли вам это прекрасное чувство увольнения с ненавистной работы? Надеюсь, да. А омрачалось ли это чувство тем, что работодатель не выплатил вам заработную плату при увольнении? Надеюсь, нет. Согласно ст. 140 Трудового кодекса РФ, «При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете». Если данный срок нарушен, то работодатель обязан выплатить сверху процент от задолженной вам суммы. Для защиты своих законных прав вы можете обратиться в трудовую инспекцию и в суд с исковым заявлением.

-4

Пример №5. Ситуация: вы приобрели абонемент в фитнес-клуб сразу на несколько месяцев, с заключением договора либо без такового, это роли не играет. Месяц-два отзанимались и по какой-либо причине решили прекратить посещать тренировки. По вашему требованию, а также на основании ст.32 ЗЗПП, который гласит, что «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору», фитнес-клуб обязан вернуть вам деньги за неиспользованные тренировки обратно, даже если в договоре было прописано обратное. Здесь уже можете ссылаться на п.1 ст.16 ЗЗПП. Фитнес-клуб обязан расторгнуть с вами договор, письменный или устный, и вернуть вам денежные средства в течение 10 дней со дня предъявления требования потребителем. Если же фитнес-клуб отказывается возвращать вам деньги, то обращайтесь с иском в суд, в этом случае не только деньги вернут, а ещё и штраф заплатят.

-5

Надеюсь, мой первый блин не был комом, и данная статья была для вас полезной. Подписывайтесь, чтобы и дальше узнавать информацию, которая поможет вам в различных жизненных ситуациях. Дальше будет больше и интереснее. Спасибо за внимание)